• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
ФКН
Book
Regulatory policy in Russia: key trends and architecture of the future

Golodnikova A., Yefremov A., Sobol D. et al.

M.: Center for Strategic Research, 2018.

Article
Regulatory Policy in Russia—Smart Suggestions, But Poor Implementation

Tsygankov D. B.

Russian Analytical Digest. 2018. No. 227. P. 2-5.

Book chapter
Performance-Based Budgeting in Russia

Klimenko A.

In bk.: Performance-Based Budgeting in the Public Sector. Palgrave Macmillan, 2019. P. 161-176.

Working paper
Public Service Motivation as a Predictor of Altruism, Dishonesty, and Corruption

Gans-Morse J., Kalgin A., Klimenko A. et al.

Working Paper Series . WP-19-16. Northwestern Institute for Policy Research, 2019

Four departments disclose dozens of databases for government data as part of a pilot project

'Government data, designed for disclosure, was gathered by a number of experts,' Andrei ZHULIN, NRU HSE Director for Expert Analytical Work, announced to Interfax. 'We knew that these data are collated by departments and have to be disclosed online, in accordance with various statutory requirements.'  

Участниками этого проекта, раскрывшими информацию в доступном для разработчиков IT-решений формате, стали Минкомсвязи, Минэкономразвития, Минобрнауки и Федеральная налоговая служба (ФНС). 

"В мире открытые госданные - основа для организации огромного по своим объемам бизнеса, - отмечал ранее министр по связям с Открытым правительством Михаил АБЫЗОВ. - Речь идет о различных приложениях и сервисах, созданных на основе этих данных. Но государство не может самостоятельно разрабатывать те же мобильное приложения - это задача бизнеса сделать на основе открытых госданных необходимых сервисов для конечных пользователей, граждан и бизнеса". 

Из материалов участников пилотного проекта следует, что Минобрнауки, например, впервые раскрыло полные данные о результатах сдачи единого государственного экзамена. Минэкономразвития сделало доступным реестр госкомпаний и реестр многофункциональных центров. 

Минкомсвязи раскрыло 12 различных реестров - собственных и подведомственных служб (Роскомнадзора, Россвязи и Роспечати - ИФ). В их числе реестры лицензий на деятельность по телерадиовещанию, лицензий в области связи, федеральных государственных информационных систем. В министерстве "Интерфаксу сообщили, что в настоящее время пользователи чаще всего скачивают перечень аккредитованных удостоверяющих центров ЭЦП. 

В дальнейшие планы ведомства входит раскрытие Реестра почтовых индексов и адресов отделений почтовой связи, а также сведений из Реестра отделений почтовой связи. 

ФНС на данный момент разместила девять типов документов. Что именно и в каком количестве будет размещено в дальнейшем, зависит от проработки законодательной базы, сказали "Интерфаксу" в ведомстве. 

В целом всеми участниками пилотного проекта было раскрыто несколько десятков баз данных. 

Как сообщалось, в соответствии с указом президента РФ N601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" до 15 июля 2013 года в России должен быть организован доступ к открытым данным, содержащимся в информационных системах органов власти, в машиночитаемом формате, и созданных в рамках их полномочий. Под машиночитаемым форматом Минэкономразвития, которому поручена разработка концепции открытости госданных, подразумевает информацию, созданную органами власти, их территориальными подразделениями, госучреждениями и т.п. Эта информация должна размещаться в интернете в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку в целях повторного использования без предварительной обработки человеком. 

Открытие информации в машиночитаемых форматах является одной из базовых задач при формировании Открытого правительства, оно показало свою эффективность в целом ряде развитых стран - в частности, в США и Великобритании. Кроме того, идеология открытых данных активно поддерживается крупнейшими государствами мира и международными организациями, включая Всемирный банк и ОЭСР. Считается, что использование открытых данных обеспечивает существенный экономический эффект, так как обеспечивает создание приложений и сервисов частными компаниями и разработчиками, а также повышает открытость государства. 

В октябре текущего года экспертами был сформирован перечень открываемых данных - около 100 позиций. В него попали данные министерств, которые согласились на реализацию пилотного проекта в данной сфере. На этом перечне планировалось апробировать раскрытие информации в машиночитаемом виде. 

"Набор госданных, предназначенных для раскрытия, формировался экспертами, - заявил "Интерфаксу" директор по экспертно-аналитической работе НИУ ВШЭ Андрей Жулин. - Мы знали, что эти данные собираются ведомствами и должны быть ими раскрыты в интернете согласно различным нормативным требованиям". 

Сам пилотный проект, по словам Андрея Жулина, проводился, в том числе, с целью определить проблемы и трудности, с которыми ведомства сталкиваются при раскрытии госданных, какие для этого требуются затраты. "Результаты анализа пилотного проекта мы рассчитываем подготовить и опубликовать до конца года, - сказал он, - после этого процесс раскрытия госданных планируется распространить на все министерства и ведомства". 

При этом Андрей Жулин отметил, что в каждом ведомстве складывается своя уникальная ситуация. По его мнению, скорость и качество раскрытия госданных различны и зависят от многих факторов: есть ли у ведомств информационная система, в которой аккумулируются предназначенные для раскрытия данные, или их приходится собирать из различных информационных систем, само ведомство собирает данные или они аккумулируются в подведомственных организациях. 

"Не секрет, что вопрос раскрытия госданных обсуждался не один год, но реальных подвижек не было, - подчеркнул А.Жулин. - Теперь же можно говорить о том, что процесс раскрытия госданных запущен и вышел на магистральный путь. Ожидаем, что раскрытие госданных станет устойчивым трендом на ближайшие 2-3 года". 

Вопрос открытости госданных прорабатывается также на региональном уровне. Так, например, заместитель руководителя департамента информационных технологий Москвы Андрей БЕЛООЗЕРОВ сообщил в среду на конференции "Открытое государственное управление", что в январе будущего года правительство Москвы планирует создать специализированный портал открытых данных. На нем будет размещен, в частности, электронный атлас, к которому буду привязаны различные объекты, а также сами наборы данных. 

В дальнейшем на ресурсе будут размещены ссылки на сервисы, сделанные на основе "освобожденных" данных независимыми разработчиками. "Бизнес намного лучше чувствует, что людям нужно", - сказал Андрей БЕЛООЗЕРОВ. 

По его словам, разработка IT-компаниями приложений и сервисов на основе открытых госданных не будет ничего стоить бюджету, но обеспечит повышение прозрачности и качества услуг. Более того, Андрей БЕЛООЗЕРОВ отметил, что несколько таких приложений уже разработано для системы здравоохранения. Одно из них позволяет, например, записаться на прием к врачу с помощью мобильного телефона. 

На первом этапе Москва откроет для свободного использования данные по системе образования, транспорту, земельным ресурсам. Выверять данные из государственных баз данных предполагается в том числе и с помощью самих граждан. 

В октябре текущего года Михаил АБЫЗОВ прогнозировал, что реализация в России проекта по открытию государственных данных позволит увеличить объем IT-отрасли до 2% от объема ВВП с 1% в настоящее время. 

Источник: Интерфакс