• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Book
Regulatory policy in Russia: key trends and architecture of the future

Golodnikova A., Yefremov A., Sobol D. et al.

M.: Center for Strategic Research, 2018.

Article
Regulatory Policy in Russia—Smart Suggestions, But Poor Implementation

Tsygankov D. B.

Russian Analytical Digest. 2018. No. 227. P. 2-5.

Book chapter
Performance-Based Budgeting in Russia

Klimenko A.

In bk.: Performance-Based Budgeting in the Public Sector. Palgrave Macmillan, 2019. P. 161-176.

Working paper
Public Service Motivation as a Predictor of Altruism, Dishonesty, and Corruption

Gans-Morse J., Kalgin A., Klimenko A. et al.

Working Paper Series . WP-19-16. Northwestern Institute for Policy Research, 2019

HSE experts see the environment levy rate as justified

Setting the environment levy was one of the main innovations in state regulation of waste disposal, introduced by Federal Law No. 458 of 29 December 2014. At the request of the Russian Ministry of Natural Resources, NRU HSE experts are working on the economic substantiation of the rates of the environmental levy for all groups of goods and products, waste from the use of which is subject to recycling.

Среднестатистический россиянин в год производит около 400 килограммов мусора, что в масштабах всей страны ежегодно дает до 60 млн. тонн твердых бытовых отходов (ТБО). Из них 95-97% отправляются на захоронение, то есть утилизируется не более 5% ТБО (для сравнения в Европе этот показатель составляет порядка 40%). В результате на текущий момент объем накопленных отходов превышает 30 млрд. тонн. Для размещения отходов действует 4 тыс. свалок и полигонов, 80% из которых были образованы более 20 лет назад и не соответствуют элементарным санитарным требованиям. При этом в стране насчитывается порядка 18 тыс. несанкционированных свалок.

Для решения проблем, связанных с обращением с отходами производства и потребления был принят новый закон (№ 458-ФЗ от 29 декабря 2014 г.) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления». В его положениях был закреплен ряд решений, которые кардинально меняют систему государственного регулирования обращения с отходами, в частности:

  • установлена и нормативно закреплена ответственность производителей и импортеров товаров за утилизацию отходов от использования этих товаров, которая предполагает две модели реализации — самостоятельная утилизация отходов и уплата экологического сбора;
  • расширен подлежащий лицензированию перечень видов деятельности по обращению с отходами;
  • должен быть обеспечен учет отходов от использования товаров посредством создания Единой государственной информационной системы учета отходов от использования товаров;
  • установлен и нормативно закреплен механизм создания, финансирования и реализации региональных программ в области обращения с отходами.

Высшая школа … экологии

Для реализации новых положений федерального закона «Об отходах производства и потребления» в 2015 году должно быть разработано и утверждено более 40 актов Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти.

По просьбе Минприроды России эксперты НИУ ВШЭ начали работу по сопровождению реализации положений 458 Федерального закона, в частности, по экономическому обоснованию ставок экологического сбора.

По словам проректора НИУ ВШЭ Андрея ЖУЛИНА, курирующего данные работы, эксперты Высшей школы экономики стояли у истоков экономического обоснования создания отрасли работы с отходами: «Мы понимаем, что в сложных экономических условиях вопросы экологии традиционно отодвигаются в сторону. Но если принято решение о введении экологического сбора, мы должны, с одной стороны, обеспечить минимальную нагрузку на производителей (и в итоге на стоимость продукции), а с другой — рассчитать минимально необходимый для создания инфраструктуры размер сбора».

Финансово-экономическая модель для минимизации социальных последствий

Для расчета ставок экологического сбора экспертами НИУ ВШЭ была разработана финансово-экономическая модель, в основу которой положены следующие величины:

  • обоснованный объем образующихся отходов от использования товаров;
  • удельная себестоимость обращения с отходами по каждой группе товаров и продукции, подлежащих утилизации;
  • удельные затраты, необходимые для развития и внедрения новых мощностей для утилизации отходов.

На основании этой модели были произведены расчеты ставок экологического сбора по 9 укрупненным группам товаров и продукции, в частности, бумага и картон, стекло, резина, масла, электронная и электробытовая техника и т.д. Полученные расчеты в регулярном режиме обсуждаются с заинтересованными представителями бизнеса, как со стороны производителей и импортеров товаров, так и со стороны переработчиков отходов, на площадке Минприроды России.

На сегодняшний день в обсуждениях уже приняли участие порядка 80 представителей бизнес-сообщества. Разработчик финансово-экономической модели расчета ставки экологического сбора директор Института экономики энергетики и жилищно-коммунального комплекса НИУ ВШЭ Виктор КОЛЕСНИК отмечает: «Величина ставок предлагаемого к введению экологического сбора основывается на двух принципах: минимизация социальных последствий (роста стоимости товаров и потребительской корзины) и реализация программ построения отрасли управления отходами с учетом динамики утилизации до 80% всех видов ТБО. В свою очередь, наравне с высокой степенью ответственности, введение ставок предоставляет ряд преимуществ, в числе которых появление постоянного инвестиционного ресурса в отрасли, а также формирование заказов на производство оборудования у отечественной промышленности».

Центр компетенций для баланса интересов

Таким образом, работа представляется важной и актуальной, так как необходимо соблюсти баланс интересов: с одной стороны, необходимо обеспечить реализацию приоритета государственной политики по созданию в стране отрасли обращения с отходами, а с другой стороны, нельзя допустить существенного роста расходов граждан как за счет роста цен на потребительские товары и услуги, так и увеличения тарифов на коммунальные услуги.

Вступление в силу 458 Федерального закона приводит к необходимости разработки региональных программ, инвестиционных программ. «К нам начинают обращаться представители региональных органов власти, особенно тех субъектов, для которых вопросы экологии носят принципиальный характер, — отмечает координатор проекта, научный сотрудник Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ Лейла СИНЯТУЛЛИНА. — Поэтому сейчас на базе Высшей школы экономики мы планируем организовать центр компетенции по вопросам построения отрасли, это будет методическая и дискуссионная площадка».