• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Public organisations find it hard to control public procurement

On 1 August NRU HSE discussed the results of public control of public procurement. Public organisations are striving with ever greater energy to control issues of public procurement, but the lack of prescribed rules for inspections hinders the development of this initiative. This was the conclusion reached by experts from the Regional Programmes Centre at IPAMM NRU HSE, who, at the meeting of experts at NRU HSE on 1 August, presented the results of monitoring public control in public procurement, the presentation of which was organised as part of preparations for the national report "On the procurement practice in 2014".

Общественные организации все активнее стремятся контролировать госсзакупки, однако отсутствие прописанных норм проверок мешает развитию этой инициативы. Такой вывод сделали эксперты Центра региональных программ ИГМУ НИУ ВШЭ, представляя 1 августа на экспертном совещании в НИУ ВШЭ результаты мониторинга общественного контроля в сфере госзакупок, презентация которого проводилась в рамках подготовки национального доклада «О практике осуществления закупок в 2014 году».

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» с 1 января 2014 года пришел на смену Федеральному закону № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Специфика 94-ФЗ заключалась в том, что регулирование касалось только стадии размещения заказа. При этом стадию планирования закупок, обоснование цен, обоснование бюджетов и качество исполнения заказов никто не контролировал, что приводило к неэффективному использованию бюджетных денег. По 44-ФЗ регулирование распространилось на весь цикл закупок – от запуска самой идеи до исполнения заказа. Это должно было изменить ситуацию

В ходе мониторинга исследовалась практика обжалования представителями общественности конкретных тендеров, а также информация о предпосылках осуществления и распространенности случаев обязательного общественного обсуждения закупок.

Исходные эмпирические данные для проведения мониторинга были получены на официальном сайте госзакупок и в справочной системе «Консультант+».

Нормы 102-й статьи закона о госзакупках расширяют возможности общественного контроля в сфере госзаказа, отметил эксперт Центра региональных программ ИГМУ НИУ ВШЭ Дмитрий ИЛЮШИН. Общественные организации и граждане вправе инициировать обсуждения тех или иных конкретных тендеров, направлять запросы в контролирующие и правоохранительные органы о процедурных нарушениях, а также совершенствовать законодательство на тему госзакупок.

Как выяснили эксперты ВШЭ, с января по июль 2014 года представителями общественности были поданы в ФАС порядка 216 жалоб. При этом больше половины из них — 118 — были признаны обоснованными.

«Это говорит о том, что качество осуществления общественного контроля вовсе не низкое, как ранее любили утверждать участники закупок и заказчики, и существует большой потенциал для развития в данной сфере», - отметила руководитель отдела реформирования законодательства Центра региональных программ ИГМУ НИУ ВШЭ Вероника ДЖУЖОМА.

В то же время реальные процедурные нормы, которые позволяют подавать жалобы в контролирующие органы и оспаривать законность тех или иных действий участников госзакупок, плохо работают. «Не ясно, каков порядок работы представителей власти с общественными организациями, какова процедура рассмотрения жалоб и на основании каких критериев выдается положительный или отрицательный ответ на запрос. Зачастую общественные организации получают формальный ответ: основания для внеплановой проверки не установлены, но что за этим стоит, не понятно», — пояснила ДЖУЖОМА.

Причин сложившейся ситуации несколько. Во-первых, действующие административные регламенты органов контроля в сфере госзакупок не содержат специальных положений по взаимодействию с гражданами и общественными объединениями, в том числе механизмов принятия решений по таким обращениям. В подавляющем большинстве случаев административные регламенты устарели, не приведены в соответствие с 44-ФЗ, содержат общие указания на возможность рассмотрения обращения граждан и по сути не являются формальной инструкцией, позволяющей ясно отследить весь процесс обжалования.

Во-вторых, на сайте госзакупок невозможно найти полную информацию о том, в какой именно контролирующий орган и по какому вопросу можно подавать жалобу (поэтому, по словам Вероники ДЖУЖОМА, многие жалобы по сути адекватны, но направляются не по адресу), не представлена информация по обращениям - кто, на что и куда жалуется.

Негативное влияние на ситуацию с общественным контролем оказывают и трудности с проведением обязательного общественного обсуждения закупок. Как выяснили эксперты ВШЭ, на региональном уровне из 85 субъектов Российской Федерации нормативные правовые акты, регулирующие порядок проведения обсуждений, были приняты только в нескольких (в том числе в Москве, Республике Адыгее, Калмыкии, Вологодской области). При этом в ряде случаев обсуждения умышленно «срываются»: из-за нарушения сроков обсуждения, в связи со сложностью регистрации участника и пр.

Все это приводит к тому, что случаи общественного контроля и общественного участия сейчас по-прежнему не оказывают значительного влияния на процедуры и результат закупок, хотя этот институт имеет существенный потенциал развития.

Участники совещания, среди которых были представители Общероссийского народного фронта, Общественной организации «Безопасное отечество», Торгово-промышленной палаты России, Общественной палаты России, «ОПОРы РОССИИ», Росатома и другие, согласились с основными выводами доклада.

«У нас сейчас есть прекрасная теоретическая возможность контролировать ход исполнения контракта, — отметил исполнительный директор Ассоциации «Предприятия дорожной отрасли Урала» Алексей ОБРЕЗКОВ. — Однако, как в реальности использовать этот механизм, непонятно. Нами был направлен запрос федеральному заказчику с просьбой предоставить документы, подтверждающие выполненные работы. Ответа мы не получили. Куда жаловаться в этом случае, непонятно».