• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Book
Regulatory policy in Russia: key trends and architecture of the future

Golodnikova A., Yefremov A., Sobol D. et al.

M.: Center for Strategic Research, 2018.

Article
Regulatory Policy in Russia—Smart Suggestions, But Poor Implementation

Tsygankov D. B.

Russian Analytical Digest. 2018. No. 227. P. 2-5.

Book chapter
Performance-Based Budgeting in Russia

Klimenko A.

In bk.: Performance-Based Budgeting in the Public Sector. Palgrave Macmillan, 2019. P. 161-176.

Working paper
Public Service Motivation as a Predictor of Altruism, Dishonesty, and Corruption

Gans-Morse J., Kalgin A., Klimenko A. et al.

Working Paper Series . WP-19-16. Northwestern Institute for Policy Research, 2019

13 pieces of advice for Putin

In September Vladimir PUTIN will be presented with the proposals of the Finance Ministry on how to enhance effectiveness in budget resources. RBK Daily was able to look over the draft report on this matter. It consists of 13 units and reducing treasury expenditure is proposed through a slowing in pension growth, cancelling subsidies for multiple-child families, cutting back on civil servant numbers and heightening controls over state defence procurement.
In the spring of this year, the President instructed the Ministry of Finance and the Ministry of Economic Development to conduct an expert review of the effectiveness of budget expenditure and its optimisation. The task was addressed with the additional engagement of specialists from the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), HSE and other analytical centres. These specialists included Andrey ZHULIN, Vice Rector of HSE and Director of the Centre for Analysis of the Activity of Executive Authorities.  

Провести экспертизу эффективности расходов бюджета и подумать над их оптимизацией президент поручил Минфину и Минэкономразвития весной этого года. К решению задачи были привлечены и эксперты из РАНХиГС, ВШЭ и других аналитических центров. Среди них — проректор ВШЭ, директор Центра Анализа деятельности органов исполнительной власти ИГМУ Андрей ЖУЛИН. Разрабатывать документ он вместе с коллегами начал в апреле. Всего было создано 13 экспертных групп по разным направлениям.

Основной посыл к началу совместной работы у экспертов и Минфина был общий: бюджет тратится явно неоптимально, вспоминает г-н ЖУЛИН. Единственное их расхождение с ведомством Антона СИЛУАНОВА заключалось в том, что эксперты считали: некоторые сферы — образование, здравоохранение, соцобеспечение — нуждаются в дополнительных средствах. «Позиция же чиновников более радикальная», — говорит Андрей ЖУЛИН.

Изначально в докладе было 163 страницы, осталось только 85: многие предложения Минфин исключил. На днях итоговый доклад был направлен в аппарат правительства, часть из предложенных идей войдут в итоговый доклад к Госсовету в октябре (см. РБК daily от 11.07.13), знают несколько чиновников Белого дома и один из сотрудников московской мэрии.

Либо работа, либо пенсия

Первый раздел доклада посвящен пенсионной системе (см. таблицу). Наибольшую экономию даст изменение вариантов индексации пенсии, следует из документа. К примеру, индексация фиксированного базового размера страховой части по инфляции (один раз в год вместо двух) позволит сэкономить к 2020 году до 781 млрд руб.

Если Минфин предлагает направить сэкономленные суммы на сокращение трансферта в ПФР, то социальный блок правительства — оставить часть средств в пенсионной системе и переместить их на страховую часть, а уже остальное — на сокращение трансферта.

Еще один вариант — установить рост пенсий на уровне инфляции плюс 2%. По оценкам Минфина, в долгосрочной перспективе это сэкономит до 1,5 трлн руб. Однако в этом случае рост пенсий замедлится еще значительнее, и достичь целевого показателя по их размеру в 2,5 прожиточного минимума пенсионера к 2030 году не удастся, говорит замдиректора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрий ГОРЛИН.

Изменения могут коснуться и работающих пенсионеров. Минфин планирует отменить перерасчет размера страховой пенсии, а также предлагает выплачивать фиксированный базовый размер трудовой пенсии (на период работы), только если совокупный доход не превышает 2,5 МРОТ (то есть около 14 тыс. руб.).

«Перерасчет размера страховой пенсии повысит целевой характер пенсий, которые являются страховкой от потери заработка. Сэкономленные деньги останутся в системе и пойдут на увеличение выплат тем пенсионерам, которые прекратили работу», — объясняет г-н ГОРЛИН.

Материнский капитал в пользу бедных

Авторы предлагают прекратить выдачу сертификатов на материнский капитал на вторых и последующих детей, рожденных после 31 декабря 2016 года, но при этом одновременно хотят усилить поддержку бедных семей. Еще один вариант «социального маневра» — развитие института профессиональных приемных семей на возмездной основе (сейчас безвозмездная опека вытесняется в силу экономической невыгодности для семьи).

Изыскать резервы попытаются также в образовании (в частности, количество федеральных вузов к 2016 году должно сократиться с 571 до 500) и развитии транспортной инфраструктуры (возможен отказ от субсидирования железнодорожных перевозок на маршрутах свыше 1,5 тыс. км в пользу авиации и перевод пилотов на платное обучение).

Больше военных, меньше чиновников

Траты на оборонку предлагается сокращать через инвентаризацию бюджетных расходов, сведения о которых составляют гостайну, но часто таковой не являются, постепенный отказ от кредитных схем при реализации программы вооружения, а также введение дополнительной ответственности госзаказчиков. «На кредитовании идут большие потери, реальный объем госзаказа позволяет финансировать проекты напрямую», — объясняет г-н ЖУЛИН.

Резервы экономии эксперты нашли также в госуправлении: они предлагают сократить количество госслужащих в связи с переходом на электронный документооборот и принцип «одного окна», а также за счет объединения ведомств с пересекающимися функциями (например, сейчас в Белом доме обсуждают идею об объединении ФАС и ФСТ). Однако механическое объединение ведомств особой экономии не даст, уверен г-н ЖУЛИН: «ВШЭ предлагает сокращать число контрольно-надзорных полномочий. Многие из них регулируются еще актами советского периода, ряд из них невозможно осуществить». Особенно большие «резервы» есть у ФНС, ФТС, Росреестра, отмечается в докладе.

Меньше депутатов, больше приватизации

Авторы доклада также предлагают реализовать идею о переходе с 2017 года на единую консолидированную субсидию, подумать о сокращении численности муниципальных депутатов минимум на 10% и отменить назначения сити-менеджеров. Еще один значимый резерв — управление госимуществом. Выплата госкомпаниями дивидендов (25% чистой прибыли, решение принято недавно) в 2014 году принесет в бюджет дополнительно более 200 млрд руб.

Кроме того, авторы предлагают создать Федеральный фонд развития недвижимости (для приватизации объектов недвижимости), предоставлять бюджетные инвестиции на возвратной основе дочерним компаниям или холдингам с использованием корпоративных облигаций, а также усилить контроль за госинвестициями через выпуск в пользу государства привилегированных акций.

«Еще одна программа действий лишней не будет, но принципиально ситуацию не изменит, — комментирует проект доклада директор департамента оценки и инвестиционного проектирования АКГ «МЭФ-Аудит» Дмитрий ТРОФИМОВ. — Тем более в программе есть пункт по разработке «дорожной карты», а это еще сильнее тормозит процесс. Для реализации всех этих мер в стране не хватает профессионалов с практическим опытом».

ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ОПТИМИЗАЦИИ ГОСРАСХОДОВ

Рекомендации МинфинаОбъем возможной экономии, руб.
1. Пенсионная система 
повышения базы для начисления страховых взносов со 160% от средней зарплаты до 230% к 2020 годудо 200 млрд к 2020 году
пенсия для медработников, педагогов и работников творческих специальностей в зависимости от стажадо 500 млрд в долгосрочной перспективе
увеличение минимального страхового стажа с 5 до 15 летоколо 500 млн в год
изменение порядка индексации страховой части пенсии на уровень инфляции + 2%до 1,5 трлн в долгосрочной перспективе
индексация фиксированного базового размера страховой части по инфляциидо 781 млрд к 2020 году
изменения в выплатах пенсии работающим пенсионерам (если совокупный доход не больше 2,5 МРОТ)до 2,5 трлн в долгосрочной перспективе
2. Социальная поддержка населения 
оптимизация предоставления техсредств реабилитации (усиление контроля, создание единого реестра получателей и т. д.)1, 6 млрд в 2014 году
отмена материнского капитала с 2016 года, направление допсредств семьям с низким достаткомдо 330 млрд
3. Образование 
снижение численности молодежи «студенческого» возраста (17-30 лет)28,6 млрд к 2016 году
сокращение вузов с 571 до 500 к 2016 году4,2 млрд в 2016 году
4. Наука 
формирование научных исследований в рамках федеральных целевых программнет оценок
перевод финансирования НИОКР на режим софинансирования участвующих в проектах компанийнет оценок
создание единой базы НИОКР для учета и др.нет оценок
5. Культура 
перевод работников на «эффективный контракт»нет оценок
6. Здравоохранение 
переход финансового обеспечения медорганизаций в систему ОМС34,2 млрд - 2014 год, 51,6 млрд - 2015 год, 64,3 млрд - 2016 год
7. Транспорт 
установление долгосрочных тарифов на ж/д перевозкиоколо 400 млрд за 6 лет
отмена или реструктуризация субсидий на перелеты11,5 млрд в 2014-2016 годах
передача в концессию ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения в РФ»нет оценок
переход к модели частного сервисного морского портана 10-20% бюджетных средств меньше
8. Госуправление 
оптимизация общей структуры и состава федеральных органов исполнительной власти3 млрд ежегодно
переход к предоставлению ведомствам госуслуг в электронном виде в объеме 5% бюджетных расходов на заработную платуминимум 3,8 млрд в год
9. Бюджетная политика на региональном и муниципальном уровнях 
переход к предоставлению консолидированных субсидий в рамках госпрограмм, увеличение доли дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов и др.нет оценок
10. Госзакупки 
сокращение расходов федерального бюджета на закупку товаров на 5% от общего объема расходов на эти цели в 2013-2016 годах116,5 млрд - 2014 год, 121,9 млрд - 2015 год, 122 млрд - 2016 год
11. Бюджетные расходы («потолки» федерального бюджета и др.) 
12. Управление госимуществом 
выплата компаниями с госучастием дивидендов в размере 25% чистой прибылидопдоходы в 2014 году до 202,6 млрд (прогнозный показатель – 172,7 млрд), в 2015 году - до 234,8 млрд (прогнозный показатель – 181,9 млрд), 2016 год - 243,7 млрд
13. Налоговая политика 
отмена ряда налоговых льготза 2013–2019 годы дополнительно поступит 1,3 трлн


ИсточникРБК daily