Public Procurement: first problems for the new law
The first stage in the application of the new law on the contracts system has revealed a number of problems pertaining to the placement of government orders, of which the most acute involve human resources and technology issues. Representatives of interested parties discussed these problems at a round table, organised under the aegis of the Open Government at the Krasnoyarsk Economic Forum.
Head of the Legislative Reform Department of the Centre for Regional Programmes to Enhance Public and Municipal Administration at IPAMM NRU HSE Veronica Dzhuzhoma took part in the round table discussion, entitled "The Contracts System: now underway. Pilot experience in enhancing the effectiveness of public procurement."
Одним из важнейших приоритетов работы Открытого правительства является внедрение механизмов общественного контроля и экспертного сопровождения госзакупок. Экспертный совет на площадках министерств и ведомств ведет серьезную работу по методологическому и информационному сопровождению контрактной системы.
С марта 2013 года Экспертный совет при Правительстве проводит ряд пилотных проектов по апробации контрактной системы. «Пилотами» выступили госкорпорация «Росатом» и ряд российских регионов: Калужская, Новосибирская и Вологодская области, Красноярский край и Татарстан.
Там госзакупки в прошлом году проводились уже с учетом положений закона о контрактной системе. По оценкам экспертов, экономия может составлять от 5 до 15%, по некоторым направлениям — до 25%. Так, «Росатом» в этом году сэкономил на открытых конкурентных закупках более 20,5 млрд рублей», — приводит данные министр по вопросам Открытого правительства Михаил АБЫЗОВ.
В рамках деятельности рабочей группы Экспертного совета при Правительстве по сопровождению закона о контрактной системе проанализировано применение 44-ФЗ, вступившего в силу 1 января 2014 года.
Заказчики на настоящий момент осторожничают. Основным способом определения поставщика являются аукционы. В 94-ФЗ эта форма была одной из наиболее критикуемых. На момент проведения мониторинга (до 12 февраля) двухэтапный конкурс не применялся заказчиками ни разу», — сказала представитель ВШЭ, член Экспертного совета Вероника ДЖУЖОМА.
Основная масса нарушений в крупных закупках пришлась на процедуры планирования.
Большинство планов-графиков размещены по-прежнему в нарушение законодательства в нечитаемом виде», — посетовала эксперт.
Рабочая группа в ходе апробации закона 44-ФЗ в пилотных регионах выявила следующие трудности для субъектов: неоднозначность толкования закона, использование взаимно не связанных классификаторов, закупки у единственного поставщика, сложности для небольших закупок учреждениями соцсферы, несоответствие небольших сумм по закупкам продуктов питания жестким требованиям к процедуре и участникам, обязательность заключения контракта в письменной форме и другие.
В то же время новый закон предоставил более широкие возможности для общественного контроля. Так, теперь заказчики обязаны раскрывать информацию о всех этапах размещения заказа. А закупки стоимостью свыше 1 млрд рублей должны подвергаться общественному обсуждению в обязательном порядке.
По результатам мониторинга Национальной ассоциацией исполнителей закупок миллиардных контрактов, к 35% таких процедур поступили комментарии. Изменения в документацию по результатам общественного обсуждения внесены лишь в 5% случаев.
В ходе общественного обсуждения миллиардных контрактов мы видим единицы экспертов, которые осуществляют глубокую экспертизу. Их около десятка», — сказал гендиректор Национальной ассоциации институтов закупок Сергей ГАБЕСТРО.
Вместе с тем, есть заказчики, которые быстро реагируют на замечания.
По мнению экспертов, единая проблема и для заказчиков, и для общественных контролеров, и для поставщиков — сложности с пониманием нормативно-правовой базы.
При этом государственные заказчики находятся под давлением ответственности, а контролирующие органы слишком загружены. «Люди, пройдя обучение по 44 закону, начинают уходить из профессии», — посетовал гендиректор «ММВБ-Информационные технологии» Евгений ЭЛЛИНСКИЙ.
На практике мы сталкиваемся с тем, что сотрудники просто не успевают качественно рассматривать наши жалобы… Необходимо популяризировать закон о контрактной системе, потому что многие заказчики к его новеллам не были готовы», — согласился координатор «Роспила» Анатолий ШАШКИН.
В работе по усовершенствованию 44-ФЗ руководитель агентства госзаказа Красноярского края Дмитрий КИПНИС предложил сначала задуматься о том, какая система госзаказа должна быть построена.
Не проблема нам прочитать вагон документации. Проблема, чтобы у нас было прецедентное право… У нас накопилась огромная коллекция взаимоисключающих решений [ФАС]. Считаю, что в законе не должно остаться мест для трактовки», — сокрушался Дмитрий КИПНИС.
Кроме того, по его мнению, необходимо ставить вопрос об уменьшении числа контролирующих органов, обращающихся к заказчику напрямую. По словам чиновника, полиция и прокуратура могли бы работать только по материалам ФАС.
Для оказания методологической поддержки общественным контролерам и совершенствования законодательства он предложил создать единую площадку. Эта идея высказывалась ранее.
У нас количество общественных организаций, контролеров в сфере госзаказа вырастет кратно... Я думаю, что целесообразно подумать о формировании общей площадки, некоторого интегратора-методолога в сфере госрасходов не только на экспертном уровне, но и с участием общественных организаций», — говорил в декабре Михаил АБЫЗОВ.
«Роспил» предложил создать такую площадку в виде Координационного совета общественных контролеров. Такой совет мог бы готовить и выбирать контрактных контролеров. Они, по мнению представителей «Роспила», от имени общественности могли бы проверять закупки, контролировать закупочные комиссии и направлять запросы в контрольные и правоохранительные органы. Еще одна инициатива — введение в России должности уполномоченного по контролю за закупками. «Роспил» предложил рассмотреть возможность реализации хотя бы одного из этих предложений.
Мне кажется, предложенная "Роспилом" модель опасна. Опасность ее заключается в бюрократизации процесса», — заявил первый проректор ВШЭ, координатор рабочей группы Экспертного совета Александр ШАМРИН.
Единой оказалась позиция экспертов относительно недостатков сайта госзакупок.
Система автоматизации не успевает за изменением нормативной базы. Не работает интеграция с региональными системами вообще. В ручном режиме делать эти операции — огромные затраты», — отметил Евгений ЭЛЛИНСКИЙ.
С этой же проблемой сопряжен вопрос о едином классификаторе товаров и услуг, он должен появиться к 2017 году. Эксперты сошлись во мнении о необходимости ускорения этой работы.
В свою очередь представители регионов указывали на недостатки системы экспертной оценки на местах. Сейчас экспертиза обязательна для закупок с единственным поставщиком, в остальных случаях она может проводиться по желанию заказчика. Дмитрий КИПНИС предложил создать общую экспертную площадку на федеральном уровне, на базе которой проводилась бы профессиональная оценка крупных проектов.
Где нам набрать экспертов, если мы строим ГЭС раз в 20 лет?» — заявил Дмитрий КИПНИС.
Подобный единый реестр экспертов уже создается на базе Торгово-промышленной палаты. По мнению ее экспертов, независимая экспертиза должна быть обязательной. Но для введения этой нормы необходимо урегулировать несколько проблем.
Сегодня не прописано, какие требования предъявляются к независимым экспертным организациям. Это должны быть профессиональные эксперты, они получают зарплату. Их можно привлечь, но тогда надо определиться, где взять средства на эту работу», — указал президент ТПП Сергей КАТЫРИН.
Выявленные проблемы и предложения экспертов будут проанализированы в Экспертном совете при Правительстве с привлечением заинтересованных ведомств и организаций, сказал Александр ШАМРИН. Он напомнил, что работа по подготовке кадров и по облегчению получения ими аттестатов уже ведется совместно с Минобрнауки. В отношении общественного контроля необходимо продумать систему стимулирования и создания реально работающих институтов, отметил эксперт.
Закон требует постоянного внимательного мониторинга и оперативного реагирования, потому что закон столкнулся с жизнью, она диктует ему вызовы», — заключил Александр ШАМРИН.
С целью совершенствования закона о контрактной системе Дмитрий МЕДВЕДЕВ ранее поручил Экспертному совету обеспечить методологическое и информационное сопровождение закона в 2014–2015 годах. Речь идет об оценке эффективности механизмов общественного контроля в сфере закупок, выявлении нарушений и выработке предложений по их устранению, об анализе организации системы подготовки и повышения квалификации сотрудников, занятых закупочной деятельностью. По результатам мониторинга применения нового закона министру Михаилу АБЫЗОВУсовместно с Экспертным советом поручено дополнительно проработать и в 2014 году представить в Правительство предложения по развитию контрактной системы.
Источник: Открытое правительство