• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Book
Regulatory policy in Russia: key trends and architecture of the future

Golodnikova A., Yefremov A., Sobol D. et al.

M.: Center for Strategic Research, 2018.

Article
Object of taxation under digitalization

Лютова О. И.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2020. Vol. 24. No. 3. P. 695-716.

Book chapter
Use of the Internet of Things in Public Governance for Law Enforcement and Inspection: The Case of Russia

Knutov A., Styrin E. M.

In bk.: Beyond Smart and Connected Governments Sensors and the Internet of Things in the Public Sector. Springer, 2020. Ch. 7. P. 139-164.

Working paper
Public Service Motivation And Sectoral Employment In Russia: New Perspectives On The Attraction Vs. Socialization Debate

Gans-Morse J., Kalgin A., Klimenko A. et al.

Public and Social Policy. WP BRP Series. НИУ ВШЭ, 2020

Free standard

During a meeting of the expert strategy group for the socio-economic development of Russia until 2020, director of the NRU HSE Institute for Public and Municipal Administration Andrei Klimenko voiced the need to elaborate reforms, especially as regards administration and public service.

Эксперты на площадке Российского союза промышленников и предпринимателей презентовали новый доклад.

По словам директора Института государственного и муниципального управления Национального исследовательского университета Высшая школа экономики Андрея Клименко, необходимо развивать те направления реформ, которые уже начались, в частности, административную и госслужбы. Но большинство действий не согласованы, и потому эффективность преобразований снижается.

Основной целью на ближайшее время эксперты наметили жесткую дебюрократизацию. По мнению Клименко, надо максимально уменьшить количество объектов государственного регулирования и требований, отменить сертификацию ряда процедур и товаров. Эксперт сформулировал и задачи бизнеса, который должен "выпускать качественную продукцию и оказывать качественные услуги не потому, что государство придет и оштрафует, а потому, что потребитель иначе к вам просто не придет". Отдельная тема — качество госуслуг. Эту проблему надо решить в ближайшие 3-5 лет.

Одновременно следует привести наши нормы в соответствие с международными. Этот тезис и натолкнулся на весьма конструктивную критику со стороны представителей власти.

Как отметил председатель совета по техническому регулированию и стандартизации минпромторга Андрей Лоцманов, если эксперты предлагают резко снижать количество технических регламентов и сертификационных действий, апеллируя к международным нормам и правилам, то в Европе идет обратный процесс. По его данным, в России от 78 процентов продукции, подлежащей обязательной сертификации в 2005 году (сейчас доля составляет 46 процентов), к 2015 году планируется перейти к 23 процентам. "Все это не вяжется с тенденцией в Евросоюзе, где в 2005 году обязательными сертификатами должно было обладать 10 процентов товаров, а к 2015 году эту долю хотят довести до 70 процентов", — говорит Лоцманов.

В других странах ситуация схожая. По словам Лоцманова, в США более 10 тысяч обязательных стандартов для продукции, в Китае — около 3 тысяч обязательных стандартов, а их общее число переваливает за 24 тысячи. Отсутствие контроля и надзора за рынком, считает чиновник, ведет к засилью контрафактной продукции, "которая убивает не только людей, но и экономику страны".

Надо не отдавать регулирование на откуп рынку, думая, что он сам определит, что хорошо, а что плохо, а детально оценить применяющиеся стандарты и выбрать из них те, которые реально работают на формирование цивилизованной экономической политики. "Разве можно сократить лицензирование услуг связи, образовательной деятельности, деятельности по тушению пожаров, на рынке ценных бумаг, по производству и ремонту авиатехники, производству и обслуживанию медтехники, перевозке пассажиров любыми видами транспорта?" — задал вопрос экспертам Лоцманов. По его убеждению, все эти услуги относятся к тем, где безопасность стоит на первом месте.

В этом его поддержал директор департамента оценки регулирующего воздействия минэкономразвития Алексей Херсонцев. Но, по его словам, госконтроль все же не может быть панацеей. И главной задачей становится поиск правильного баланса. "Надо понимать, на каких направлениях госконтроль усиливать, а на каких его можно снизить. И эта задача должна быть четко прописана в рабочих документах экспертной группы", — предложил чиновник.

Если устранять какой-то вид госконтроля, надо четко понимать, чем он заменяется. Рыночное саморегулирование — не выход в российских условиях, отметил представитель Института государства и права РАН Сергей Максимов. Вместе с тем оппоненты авторов доклада согласились с экспертами в том, что зачастую реформаторские нововведения внедряются, когда не только исполнители, но и их инициаторы не до конца представляют все нюансы и последствия предлагаемых механизмов. Все это в результате приводит к тому, что они рассматривают это как очередное поручение, которое необходимо "закрыть" к определенному сроку.

Автор: Тарас Фомченков

Источник: Российская газета