• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Survey: Russians are prepared to participate in monitoring government orders

More than one half, 55%, of Russians believe that social control is an effective means of combating corruption. This is the result of a survey run by the Higher School of Economics (the Centre for Regional Programmes to Enhance Public and Municipal Administration at IPAMM NRU HSE) and the Superjob.ru portal, under the auspices of the Open Government. At the same time, 59% of Russian would be happy to participate personally in monitoring government orders and almost one third of them (27%) would be prepared to work as volunteers in public organisations.

Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного Высшей школой экономики ( Центром региональных программ совершенствования государственного и мунициплаьного управления ИГМУ НИУ ВШЭ) и порталом Superjob.ru под эгидой Открытого правительства. При этом 59% россиян готовы лично активно участвовать в контроле за госзаказом и почти треть из них (27%) — в качестве волонтеров общественных организаций.

Низкая степень готовности граждан к контролю за госзакупками отчасти объясняется плохой осведомленностью о возможностях, предоставленных общественным контролерам новым законом о контрактной системе. Согласно данным опроса, 61% респондентов не знают о своих полномочиях, еще 26% только мельком слышали об этом, но не вникали в подробности.

Система [обсуждений госзакупок] должна, с одной стороны, помочь нашим министерствам и ведомствам повысить прозрачность государственных закупок, с другой стороны — повысить доверие граждан… с точки зрения противодействия коррупции и злоупотребления доверием», — отмечал ранее министр по вопросам Открытого правительства Михаил АБЫЗОВ.

Закон о контрактной системе — 44-ФЗ — вступил в силу 1 января 2014 года. Процедура размещения госзаказа стала более открытой, а общественное обсуждение крупных закупок федерального уровня стоимостью свыше 1 млрд рублей — обязательным. При этом обсуждение должно проводиться также и для планов-графиков закупок. С 1 января 2016 года, когда планы-графики будут составляться на трехлетний период и будет запущена единая информационная система госзаказа, система общественного контроля должна заработать в полную силу. Процесс подготовки к вступлению в силу контрактной системы, а также ее сопровождение на первом этапе организован на базе рабочей группы Экспертного совета при Правительстве. С марта 2013 года Экспертный совет проводит ряд пилотных проектов по апробации контрактной системы. «Пилотами» выступили госкорпорация «Росатом» и ряд российских регионов (со стороны высшей школы экономики проектным офисом пилотного проекта выступал Центр региональных программ совершенствования государственного и мунициплаьного управления ИГМУ НИУ ВШЭ).

По результатам этой апробации и анализа первого опыта правоприменения 44-ФЗ были выявлены проблемы новой системы. Свои рекомендации эксперты дали в рамках дискуссии, организованной Открытым правительством на Красноярском экономическом форуме. В ходе дискуссии эксперты подтверждали выводы проведенного опроса о том, что на форуме по обсуждению крупных закупок зарегистрировано много пользователей, но содержательных комментариев всего единицы.

В то же время, согласно опросу, представители общественных организаций оценивают возможности общественного контроля в борьбе с коррупцией гораздо оптимистичнее — 69% респондентов из числа профессионалов-общественников посчитали участие общественности в контроле за госзаказом эффективным в борьбе с коррумпированностью госзаказа. А вот госзаказчики в большинстве своем (53%) не признают значимость общественного контроля в борьбе с коррупцией. Причины скептицизма кроются в бытующем у чиновников мнении о непрофессионализме общественных контролеров (30%), а также в уверенности, что в сфере закупок и так достаточно контролирующих структур со стороны государства (26%). Впрочем, эксперты уверены, что проблему разграничения полномочий и повышения эффективности общественного контроля решить можно, в том числе за счет максимальной автоматизации и стандартизации процесса размещения закупки.

Согласно опросу, почти половина граждан (45%) хотели бы участвовать в независимом мониторинге эффективности закупок, и почти четверть из них (23%) хотели бы создать свою организацию по контролю за госзакупками, но препятствием к этому может стать нехватка времени (16%), опыта и знаний в сфере госзаказа (39%). Но, несмотря на пилотный режим действия системы общественного обсуждения крупных закупок, в Минэкономразвития признают ее значимость.

Общественное обсуждение стало фактором, который дисциплинирует заказчиков… Количество нарушений во втором полугодии [2013 года] сократилось более чем в 2 раза», — говорил ранее замглавы ведомства Евгений ЕЛИН.

При этом опрошенные граждане (43%), профессионалы-общественники (38%) и чиновники (39%) сошлись во мнении, что для развития сферы общественного контроля за госзаказом необходимо создать публичный рейтинг недобросовестных заказчиков, который будет формироваться по результатам проведения мероприятий по общественному контролю и обсуждению госзакупок. По результатам заседания Правительственной комиссии по координации деятельности Открытого правительства 20 марта Михаил АБЫЗОВ поручил Минэкономразвития суммировать информацию о нарушениях в ходе общественного обсуждения крупных госзакупок и направить ее в Правительство.

Есть практики вопиющие, циничные наплевательского отношения заказчиков. Показательно, что мы это все выявляем. В целом, механизм надо совершенствовать, но он уже дает свои плоды. Пускай это три миллиарда [рублей], девять миллиардов — это огромные средства, это уже вклад, это оправдывает то, что мы тратим время коллег из ведомств на работу в этом направлении. Но эта работа на сегодняшний день требует перехода на другое качество», — говорил министр.

Социологическое исследование было проведено в начале 2014 года, в нем приняли участие 1600 представителей экономически активного населения России старше 18 лет. Опрос также проводился среди представителей общественных организаций и заказчиков в 83 регионах страны.

 

Источники:

Центр региональных программ совершенствования госуправления ИГМУ НИУ ВШЭ 

Открытое правительство