• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Опрос: россияне готовы участвовать в контроле над госзаказом

Более половины — 55% — россиян считают общественный контроль эффективным способом борьбы с коррупцией.

Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного Высшей школой экономики ( Центром региональных программ совершенствования государственного и мунициплаьного управления ИГМУ НИУ ВШЭ) и порталом Superjob.ru под эгидой Открытого правительства. При этом 59% россиян готовы лично активно участвовать в контроле за госзаказом и почти треть из них (27%) — в качестве волонтеров общественных организаций.

Низкая степень готовности граждан к контролю за госзакупками отчасти объясняется плохой осведомленностью о возможностях, предоставленных общественным контролерам новым законом о контрактной системе. Согласно данным опроса, 61% респондентов не знают о своих полномочиях, еще 26% только мельком слышали об этом, но не вникали в подробности.

Система [обсуждений госзакупок] должна, с одной стороны, помочь нашим министерствам и ведомствам повысить прозрачность государственных закупок, с другой стороны — повысить доверие граждан… с точки зрения противодействия коррупции и злоупотребления доверием», — отмечал ранее министр по вопросам Открытого правительства Михаил АБЫЗОВ.

Закон о контрактной системе — 44-ФЗ — вступил в силу 1 января 2014 года. Процедура размещения госзаказа стала более открытой, а общественное обсуждение крупных закупок федерального уровня стоимостью свыше 1 млрд рублей — обязательным. При этом обсуждение должно проводиться также и для планов-графиков закупок. С 1 января 2016 года, когда планы-графики будут составляться на трехлетний период и будет запущена единая информационная система госзаказа, система общественного контроля должна заработать в полную силу. Процесс подготовки к вступлению в силу контрактной системы, а также ее сопровождение на первом этапе организован на базе рабочей группы Экспертного совета при Правительстве. С марта 2013 года Экспертный совет проводит ряд пилотных проектов по апробации контрактной системы. «Пилотами» выступили госкорпорация «Росатом» и ряд российских регионов (со стороны высшей школы экономики проектным офисом пилотного проекта выступал Центр региональных программ совершенствования государственного и мунициплаьного управления ИГМУ НИУ ВШЭ).

По результатам этой апробации и анализа первого опыта правоприменения 44-ФЗ были выявлены проблемы новой системы. Свои рекомендации эксперты дали в рамках дискуссии, организованной Открытым правительством на Красноярском экономическом форуме. В ходе дискуссии эксперты подтверждали выводы проведенного опроса о том, что на форуме по обсуждению крупных закупок зарегистрировано много пользователей, но содержательных комментариев всего единицы.

В то же время, согласно опросу, представители общественных организаций оценивают возможности общественного контроля в борьбе с коррупцией гораздо оптимистичнее — 69% респондентов из числа профессионалов-общественников посчитали участие общественности в контроле за госзаказом эффективным в борьбе с коррумпированностью госзаказа. А вот госзаказчики в большинстве своем (53%) не признают значимость общественного контроля в борьбе с коррупцией. Причины скептицизма кроются в бытующем у чиновников мнении о непрофессионализме общественных контролеров (30%), а также в уверенности, что в сфере закупок и так достаточно контролирующих структур со стороны государства (26%). Впрочем, эксперты уверены, что проблему разграничения полномочий и повышения эффективности общественного контроля решить можно, в том числе за счет максимальной автоматизации и стандартизации процесса размещения закупки.

Согласно опросу, почти половина граждан (45%) хотели бы участвовать в независимом мониторинге эффективности закупок, и почти четверть из них (23%) хотели бы создать свою организацию по контролю за госзакупками, но препятствием к этому может стать нехватка времени (16%), опыта и знаний в сфере госзаказа (39%). Но, несмотря на пилотный режим действия системы общественного обсуждения крупных закупок, в Минэкономразвития признают ее значимость.

Общественное обсуждение стало фактором, который дисциплинирует заказчиков… Количество нарушений во втором полугодии [2013 года] сократилось более чем в 2 раза», — говорил ранее замглавы ведомства Евгений ЕЛИН.

При этом опрошенные граждане (43%), профессионалы-общественники (38%) и чиновники (39%) сошлись во мнении, что для развития сферы общественного контроля за госзаказом необходимо создать публичный рейтинг недобросовестных заказчиков, который будет формироваться по результатам проведения мероприятий по общественному контролю и обсуждению госзакупок. По результатам заседания Правительственной комиссии по координации деятельности Открытого правительства 20 марта Михаил АБЫЗОВ поручил Минэкономразвития суммировать информацию о нарушениях в ходе общественного обсуждения крупных госзакупок и направить ее в Правительство.

Есть практики вопиющие, циничные наплевательского отношения заказчиков. Показательно, что мы это все выявляем. В целом, механизм надо совершенствовать, но он уже дает свои плоды. Пускай это три миллиарда [рублей], девять миллиардов — это огромные средства, это уже вклад, это оправдывает то, что мы тратим время коллег из ведомств на работу в этом направлении. Но эта работа на сегодняшний день требует перехода на другое качество», — говорил министр.

Социологическое исследование было проведено в начале 2014 года, в нем приняли участие 1600 представителей экономически активного населения России старше 18 лет. Опрос также проводился среди представителей общественных организаций и заказчиков в 83 регионах страны.

 

Источники:

Центр региональных программ совершенствования госуправления ИГМУ НИУ ВШЭ 

Открытое правительство