What Form Should Anti-corruption Declaration Take?
On 13 September the Higher School of Economics presented the report On development of an anti-corruption declaration system in Russia, prepared using research conducted at the HSE Institute of Public and Municipal Management.
Discussion of the report involved representatives of the Presidential Administration, the Government Office, key ministries and departments, the Accounts Chamber, the relevant committees of the State Duma and Federation Council, and expert and business communities.
В обсуждении доклада приняли участие представители Администрации Президента, Аппарата Правительства, профильных министерств и ведомств, Счетной палаты, Генпрокуратуры, профильных комитетов Госдумы и Совета Федерации, экспертного и бизнесс-сообщества.
Открывая обсуждение, ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов отметил, что «общество в России сейчас слабо доверяет различным этажам власти, и государство пока не совершает необходимых действий для того, чтобы убедить граждан в том, что оно очищается». По мнению ректора, полемика вокруг антикоррупционных мер должна привести к тому, «чтобы на государственную службу приходили люди с чистыми намерениями и не просто приходили, но и задерживались там».
Авторы доклада « О развитии системы антикоррупционного декларирования в России», начальник отдела управления государственной службой Центра развития государственной службы НИУ ВШЭ Алексей Конов и директор Института анализа предприятий и рынков НИУ ВШЭ Андрей Яковлев в целом критически оценили готовящийся в Государственной думе законопроект о декларировании расходов госслужащих. Они считают, что законопроект, как и нынешняя практика декларирования, не способен принести существенный эффект. Со своей стороны, доклад предлагает меры, реализуемые в рамках существующих политических и административных институтов. Предусмотрена и перспектива эволюции декларирования в контексте развития этих институтов.
Как рассказал порталу соавтор доклада Алексей Конов, в процессе полугодовой работы были проанализированы практики десятков стран. Прежде всего тех, где коррупция сравнима с российской. На основе анализа авторы сформулировали около 60 развилок. На их основе было выбрано 16 рекомендаций, которые авторы считают наиболее важными в российских условиях. В частности, предложено декларировать не имущественное состояние на определенную дату, а операции с имуществом за отчетный период, указывать не только размер, но и источник доходов, распространить требования о декларировании на совершеннолетних детей должностного лица. Учитывается ограниченность государственных ресурсов: предлагается сократить круг декларантов руководителями разных рангов, то есть сократить их с нескольких сот тысяч до 40-50 тысяч.
В докладе отмечается, что цели антикоррупционного декларирования в российском законодательстве четко не зафиксированы. Это стало одной из причин противоречивой архитектуры процедур сбора и проверки деклараций. Авторы считают, что целями антикоррупционного декларирования должны стать обнаружение «индикаторов коррупции» и выявление конфликта интересов.
Предложено постепенное введение антикоррупционных мер, ибо их резкое введение при нынешнем уровне распространения коррупции способно только вызвать противодействие и не дать необходимого эффекта. В частности, наказания за выявленные нарушения должны носить поначалу только должностной и административный характер и лишь постепенно, с укоренением декларационной практики, можно переходить к более жестким мерам наказания.
В ходе дискуссии выступили первый проректор НИУ ВШЭ Лев Якобсон, руководитель фракции «Единая Россия» в Госдуме Андрей Воробьев, заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Эрнест Валеев, референт государственно-правового управления Президента РФ Валентин Михайлов, первый заместитель председателя Верховного суда РФ в 1989-2008 годы Владимир Радченко, начальник аналитического отдела аппарата Общественной палаты Темур Насриддинов, член комитета по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с правоохранительными органами Общественной палаты Георгий Федоров, заместитель директора Transparency International Russia Иван Ниненко и другие.