• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

101000 Москва, улица Мясницкая, дом 11

Приёмная:
+7 (495) 621-64-18;
+7 (495) 772-95-90 *111-74

E-mail: ipag@hse.ru

Руководство
Статья
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦИФРОВЫЕ ПЛАТФОРМЫ: ОТ КОНЦЕПТА К РЕАЛИЗАЦИИ

Стырин Е. М., Дмитриева Н. Е., Синятуллина Л. Х.

Вопросы государственного и муниципального управления. 2019. № 4. С. 31-60.

Глава в книге
Крылова Д.В. Карты коррупционных рисков органов власти как ключевой фактор контроля добросовестности в государственном управлении
В печати

Крылова Д. В.

В кн.: Сборник тезисов докладов и статей Всероссийской научной конференции с зарубежным участием «Современные подходы к противодействию коррупции: тренды и перспективы». Т. II. М.: Общество с ограниченной ответственностью Издательский Дом "Третьяковъ", 2019.

Препринт
Public Service Motivation as a Predictor of Altruism, Dishonesty, and Corruption

Gans-Morse J., Kalgin A., Klimenko A. et al.

Working Paper Series . WP-19-16. Northwestern Institute for Policy Research, 2019

Каким должно быть антикоррупционное декларирование

13 сентября Высшая школа экономики представила доклад «О развитии системы антикоррупционного декларирования в России», подготовленный с использованием исследований, выполненных в Институте государственного и муниципального управления ВШЭ.

В обсуждении доклада приняли участие представители Администрации Президента, Аппарата Правительства, профильных министерств и ведомств, Счетной палаты, Генпрокуратуры, профильных комитетов Госдумы и Совета Федерации, экспертного и бизнесс-сообщества.

Открывая обсуждение, ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов отметил, что «общество в России сейчас слабо доверяет различным этажам власти, и государство пока не совершает необходимых действий для того, чтобы убедить граждан в том, что оно очищается». По мнению ректора, полемика вокруг антикоррупционных мер должна привести к тому, «чтобы на государственную службу приходили люди с чистыми намерениями и не просто приходили, но и задерживались там».

Авторы доклада « О развитии системы антикоррупционного декларирования в России», начальник отдела управления государственной службой Центра развития государственной службы НИУ ВШЭ Алексей Конов и директор Института анализа предприятий и рынков НИУ ВШЭ Андрей Яковлев в целом критически оценили готовящийся в Государственной думе законопроект о декларировании расходов госслужащих. Они считают, что законопроект, как и нынешняя практика декларирования, не способен принести существенный эффект. Со своей стороны, доклад предлагает меры, реализуемые в рамках существующих политических и административных институтов. Предусмотрена и перспектива эволюции декларирования в контексте развития этих институтов.

Как рассказал порталу соавтор доклада Алексей Конов, в процессе полугодовой работы были проанализированы практики десятков стран. Прежде всего тех, где коррупция сравнима с российской. На основе анализа авторы сформулировали около 60 развилок. На их основе было выбрано 16 рекомендаций, которые авторы считают наиболее важными в российских условиях. В частности, предложено декларировать не имущественное состояние на определенную дату, а операции с имуществом за отчетный период, указывать не только размер, но и источник доходов, распространить требования о декларировании на совершеннолетних детей должностного лица. Учитывается ограниченность государственных ресурсов: предлагается сократить круг декларантов руководителями разных рангов, то есть сократить их с нескольких сот тысяч до 40-50 тысяч.

В докладе отмечается, что цели антикоррупционного декларирования в российском законодательстве четко не зафиксированы. Это стало одной из причин противоречивой архитектуры процедур сбора и проверки деклараций. Авторы считают, что целями антикоррупционного декларирования должны стать обнаружение «индикаторов коррупции» и выявление конфликта интересов.

Предложено постепенное введение антикоррупционных мер, ибо их резкое введение при нынешнем уровне распространения коррупции способно только вызвать противодействие и не дать необходимого эффекта. В частности, наказания за выявленные нарушения должны носить поначалу только должностной и административный характер и лишь постепенно, с укоренением декларационной практики, можно переходить к более жестким мерам наказания.

В ходе дискуссии выступили первый проректор НИУ ВШЭ Лев Якобсон, руководитель фракции «Единая Россия» в Госдуме Андрей Воробьев, заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Эрнест Валеев, референт государственно-правового управления Президента РФ Валентин Михайлов, первый заместитель председателя Верховного суда РФ в 1989-2008 годы Владимир Радченко, начальник аналитического отдела аппарата Общественной палаты Темур Насриддинов, член комитета по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с правоохранительными органами Общественной палаты Георгий Федоров, заместитель директора Transparency International Russia Иван Ниненко и другие.