• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Book
Regulatory policy in Russia: key trends and architecture of the future

Golodnikova A., Yefremov A., Sobol D. et al.

M.: Center for Strategic Research, 2018.

Article
Transformation of the Legal Mechanism of Taxation Under the Influence of Digitalization: Russian Case Study
In press

Tsindeliani I. A., Anisina K. T., Davydova M. A. et al.

Intertax. 2021. Vol. 49. No. 5. P. 1-12.

Book chapter
Use of the Internet of Things in Public Governance for Law Enforcement and Inspection: The Case of Russia

Knutov A., Styrin E. M.

In bk.: Beyond Smart and Connected Governments Sensors and the Internet of Things in the Public Sector. Springer, 2020. Ch. 7. P. 139-164.

Working paper
Public Service Motivation And Sectoral Employment In Russia: New Perspectives On The Attraction Vs. Socialization Debate

Gans-Morse J., Kalgin A., Klimenko A. et al.

Public and Social Policy. WP BRP Series. НИУ ВШЭ, 2020

Ministry of Finance offered alternative ways to cut budget expenditure

A report has been published by experts from the Higher School of Economics (HSE) and the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA) on ways to optimise budget expenditure. Among other things, experts suggest suspending the draft into military service, reducing paid leave in the public service, amalgamating ministries and liquidating federal agencies, bursting the bubble of state guarantees in the defence sector and transferring all state-owned property and revenue from its lease to public funds.

Доклад экспертных групп двух ведущих университетов—консультантов правительства, ВШЭ и РАНХиГС, создавался с начала 2013 года по схеме, аналогичной коррекции "Стратегии-2020". Минфин опубликовал этот документ вчера, притом что еще в августе направил министерствам основанный на разработках экспертов собственный проект оптимизации бюджетных расходов (есть в распоряжении "Ъ"). Ведомство Антона СИЛУАНОВА предлагает сэкономить для консолидированного бюджета в период до 2016 года 1,1 трлн руб. Как следует из текста 1645-страничного доклада экспертов, Минфин решился предложить Белому дому лишь меньшую часть рекомендованных реформ. 

Ведомство более или менее совпало с ВШЭ и РАНХиГС только в оценке реформ, необходимых пенсионной системе. При этом предложения Минфина даже жестче экспертных: например, он рассматривает идею уравнивания пенсионного возраста для женщин и мужчин. 

В остальном предлагаемые меры (от части из них, в том числе в оборонной сфере, Минфин отказался заранее, что и указано в экспертном докладе,— см. справку) у экспертов радикально жестче, чем, например, "скорректированная "Стратегия-2020"" 2010 года. Эксперты предлагали Минфину полноценную финансовую революцию. 

В первую очередь они предложили правительству внутреннюю перестройку и изменение принципов построения бюджета (см. подробнее "Ъ-Онлайн"). Крайне масштабны предложения ВШЭ по оптимизации налоговых льгот: эксперты оценивают стоимость их отмены и реструктуризации в 1-1,5% ВВП в год. Наиболее яркие идеи — модернизация налога на прибыль (амортизационные группы, ограничения на операции "дарения" имущества "дочкам" компаний), передача субъектам РФ управления региональными налогами, переход к взиманию налога на доходы физлиц с домохозяйств, введение налогового института, аналогичного "альтернативному минимальному налогу" в США. Предлагается также отказ от нулевых ставок налога на добычу полезных ископаемых в пользу крайне низких — это, по мнению экспертов, "приучит" недропользователей платить налоги. Льготный десятипроцентный НДС предлагается отменять, как и федеральное разрешение на региональные льготы по налогу на имущество. 

Экспертная концепция изменений межбюджетных отношений состоит в переходе к 2017 году к единой консолидированной субсидии регионам, росте веса дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности (с изменением принципов ее расчета) и снижении субсидий. С 2016 года предлагается ограничить субсидии 50% дотаций, а превышение этого показателя по РФ считать "вертикальной разбалансировкой" системы — в этом случае следует увеличивать ставки НДФЛ, снижать тарифы взносов в Пенсионный фонд и увеличивать предназначенные ему федеральные трансферты. 

Глава, посвященная госзакупкам, содержит в основном ранее публиковавшиеся расчеты ВШЭ по возможной экономии при создании Федеральной контрактной системы. В частности, только на низкоэффективных госзакупках предлагается экономить до 175 млрд руб. в год, то есть более 5% сумм закупок. Также уже известны разработки экспертов по части реформы образования. Зато необычен подход к управлению госнедвижимостью. Ее предлагается передать в Федеральный фонд развития недвижимости — вместе с доходами от ее продажи и аренды. 

Эксперты поддерживают идею отказа от новых выплат маткапитала с 2016 года с передачей средств на адресную поддержку бедных семей с детьми. Региональную систему субсидий они считают крайне неэффективной и нуждающейся в реформе: так, по их расчетам, лишь 20% получателей субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг являются реально бедными. 

Наконец, в ВШЭ и РАНХиГС уверены в неэффективности государства как управленческой корпорации. В России, по их мнению, необычно некрупные для развитых стран министерства. Кроме того, низка занятость в центральном правительстве при общей занятости в госсекторе большей, чем в странах ОЭСР (20,2% от всех занятых в РФ). Доходы чиновников эксперты как высокие не оценивают, но возмущены необычно длинными по меркам развитых стран отпусками на госслужбе. На этих и иных небольших льготах чиновников эксперты предлагают экономить 14,8 млрд руб. в год, в целом на федеральном госуправлении — 46,2 млрд в год. Предлагается также как институт ликвидировать федеральные агентства — как неэффективные и снижающие качество госуправления. Институты развития предложено разделить на "институты-агенты" (относительно эффективные и не имеющие собственного бизнеса: АСВ, Фонд ЖКХ) и на малоэффективные (с расходами на свои нужды в 15-20% и более) "неагентские институты". Последние предлагается заставлять переходить на самоокупаемость. 

В отличие от "скорректированной "Стратегии-2020"" доклад ВШЭ и РАНХиГС затрагивает вопросы оборонных и правоохранительных расходов (см. справку) — там наиболее интересным предложением является идея "сократить штатную численность вооруженных сил до 500 тыс. человек с приостановлением призыва". В этом свете неудивительно, что Минфин избрал для своего доклада в правительство лишь избранные меры оптимизации: несмотря на призывы Кремля и Белого дома к экономии перед лицом снижения бюджетных доходов, планке политических ограничений большая часть идей экспертов заведомо не соответствует. 

Источник: Газета Коммерсантъ