Минфину предложили альтернативные способы сокращения бюджетных расходов
Опубликован доклад экспертов Высшей школы экономики (ВШЭ) и Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) по оптимизации бюджетных расходов. Среди прочего эксперты предложили приостановить призыв в армию, сократить отпуска на госслужбе, укрупнить министерства и ликвидировать федеральные агентства, уничтожить "пузырь госгарантий" в оборонке и передать всю госнедвижимость и доходы от ее аренды в госфонд.
Доклад экспертных групп двух ведущих университетов—консультантов правительства, ВШЭ и РАНХиГС, создавался с начала 2013 года по схеме, аналогичной коррекции "Стратегии-2020". Минфин опубликовал этот документ вчера, притом что еще в августе направил министерствам основанный на разработках экспертов собственный проект оптимизации бюджетных расходов (есть в распоряжении "Ъ"). Ведомство Антона СИЛУАНОВА предлагает сэкономить для консолидированного бюджета в период до 2016 года 1,1 трлн руб. Как следует из текста 1645-страничного доклада экспертов, Минфин решился предложить Белому дому лишь меньшую часть рекомендованных реформ.
Ведомство более или менее совпало с ВШЭ и РАНХиГС только в оценке реформ, необходимых пенсионной системе. При этом предложения Минфина даже жестче экспертных: например, он рассматривает идею уравнивания пенсионного возраста для женщин и мужчин.
В остальном предлагаемые меры (от части из них, в том числе в оборонной сфере, Минфин отказался заранее, что и указано в экспертном докладе,— см. справку) у экспертов радикально жестче, чем, например, "скорректированная "Стратегия-2020"" 2010 года. Эксперты предлагали Минфину полноценную финансовую революцию.
В первую очередь они предложили правительству внутреннюю перестройку и изменение принципов построения бюджета (см. подробнее "Ъ-Онлайн"). Крайне масштабны предложения ВШЭ по оптимизации налоговых льгот: эксперты оценивают стоимость их отмены и реструктуризации в 1-1,5% ВВП в год. Наиболее яркие идеи — модернизация налога на прибыль (амортизационные группы, ограничения на операции "дарения" имущества "дочкам" компаний), передача субъектам РФ управления региональными налогами, переход к взиманию налога на доходы физлиц с домохозяйств, введение налогового института, аналогичного "альтернативному минимальному налогу" в США. Предлагается также отказ от нулевых ставок налога на добычу полезных ископаемых в пользу крайне низких — это, по мнению экспертов, "приучит" недропользователей платить налоги. Льготный десятипроцентный НДС предлагается отменять, как и федеральное разрешение на региональные льготы по налогу на имущество.
Экспертная концепция изменений межбюджетных отношений состоит в переходе к 2017 году к единой консолидированной субсидии регионам, росте веса дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности (с изменением принципов ее расчета) и снижении субсидий. С 2016 года предлагается ограничить субсидии 50% дотаций, а превышение этого показателя по РФ считать "вертикальной разбалансировкой" системы — в этом случае следует увеличивать ставки НДФЛ, снижать тарифы взносов в Пенсионный фонд и увеличивать предназначенные ему федеральные трансферты.
Глава, посвященная госзакупкам, содержит в основном ранее публиковавшиеся расчеты ВШЭ по возможной экономии при создании Федеральной контрактной системы. В частности, только на низкоэффективных госзакупках предлагается экономить до 175 млрд руб. в год, то есть более 5% сумм закупок. Также уже известны разработки экспертов по части реформы образования. Зато необычен подход к управлению госнедвижимостью. Ее предлагается передать в Федеральный фонд развития недвижимости — вместе с доходами от ее продажи и аренды.
Эксперты поддерживают идею отказа от новых выплат маткапитала с 2016 года с передачей средств на адресную поддержку бедных семей с детьми. Региональную систему субсидий они считают крайне неэффективной и нуждающейся в реформе: так, по их расчетам, лишь 20% получателей субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг являются реально бедными.
Наконец, в ВШЭ и РАНХиГС уверены в неэффективности государства как управленческой корпорации. В России, по их мнению, необычно некрупные для развитых стран министерства. Кроме того, низка занятость в центральном правительстве при общей занятости в госсекторе большей, чем в странах ОЭСР (20,2% от всех занятых в РФ). Доходы чиновников эксперты как высокие не оценивают, но возмущены необычно длинными по меркам развитых стран отпусками на госслужбе. На этих и иных небольших льготах чиновников эксперты предлагают экономить 14,8 млрд руб. в год, в целом на федеральном госуправлении — 46,2 млрд в год. Предлагается также как институт ликвидировать федеральные агентства — как неэффективные и снижающие качество госуправления. Институты развития предложено разделить на "институты-агенты" (относительно эффективные и не имеющие собственного бизнеса: АСВ, Фонд ЖКХ) и на малоэффективные (с расходами на свои нужды в 15-20% и более) "неагентские институты". Последние предлагается заставлять переходить на самоокупаемость.
В отличие от "скорректированной "Стратегии-2020"" доклад ВШЭ и РАНХиГС затрагивает вопросы оборонных и правоохранительных расходов (см. справку) — там наиболее интересным предложением является идея "сократить штатную численность вооруженных сил до 500 тыс. человек с приостановлением призыва". В этом свете неудивительно, что Минфин избрал для своего доклада в правительство лишь избранные меры оптимизации: несмотря на призывы Кремля и Белого дома к экономии перед лицом снижения бюджетных доходов, планке политических ограничений большая часть идей экспертов заведомо не соответствует.
Источник: Газета Коммерсантъ