• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Book
Regulatory policy in Russia: key trends and architecture of the future

Golodnikova A., Yefremov A., Sobol D. et al.

M.: Center for Strategic Research, 2018.

Article
Transformation of the Legal Mechanism of Taxation Under the Influence of Digitalization: Russian Case Study

Tsindeliani I. A., Anisina K. T., Davydova M. A. et al.

Intertax. 2021. Vol. 49. No. 5. P. 435-446.

Book chapter
Use of the Internet of Things in Public Governance for Law Enforcement and Inspection: The Case of Russia

Knutov A., Styrin E. M.

In bk.: Beyond Smart and Connected Governments Sensors and the Internet of Things in the Public Sector. Springer, 2020. Ch. 7. P. 139-164.

Working paper
Public Service Motivation And Sectoral Employment In Russia: New Perspectives On The Attraction Vs. Socialization Debate

Gans-Morse J., Kalgin A., Klimenko A. et al.

Public and Social Policy. WP BRP Series. НИУ ВШЭ, 2020

In support of the innovative development of CIS countries

On 18 October in St Petersburg, the Council of the Heads of the Commonwealth of Independent States adopted the intergovernmental programme for innovative collaboration until 2020, elaborated by the HSE. Deputy Director of the Institute for Public and Municipal Management Vladimir KOROLEV talks about the essence and the principal objectives of the programme.

— Владимир Александрович, как складывалась разработка документа? В чем суть программы? 

— В июне 2010 года Экономический совет СНГ принял решение возложить на ВШЭ функцию главного разработчика межгосударственной целевой программы инновационного сотрудничество государств СНГ на период до 2020 года. В том же году в Ереване Алексей Новосельцев, директор по инновациям и развитию предпринимательства ВШЭ, и я представили нашу концепцию по разработке такой программы, которая после нескольких дискуссий была поддержана Исполнительным комитетом и Экономическим советом СНГ, Россотрудничеством, национальными государственными заказчиками государств-участников СНГ и национальными разработчиками 8-ми стран Содружества. 

Мы предложили структурировать Программу по основным сферам инновационного взаимодействия стран СНГ. Такой подход перекликается с европейскими программами, но в практике СНГ опыт разработки подобных программ до последнего времени отсутствовал. 

Сложным оказался и вопрос финансирования. Механизмы финансирования разработки и реализации таких программ в СНГ определены в 2004 году «Порядком разработки и финансирования межгосударственных целевых программ СНГ». Слово «целевая» имеет особое значение, поскольку до сих пор программы были ориентированы на решение задач в конкретных предметных областях сотрудничества. Задача сформировать инновационную программу СНГ оказалась более сложной. Учитывая высокую политическую и реальную экономическую значимость Программы, Ректор ВШЭ Ярослав КУЗЬМИНОВ принял решение, не дожидаясь выделения Заказчиком-координатором средств для университета, начать работы по подготовке проекта Программы за счет внутренних ресурсов ВШЭ. 

Коллективными усилиями разработчиков по предложению ВШЭ была сформулирована основная цель Программы: создание условий для повышения конкурентоспособности экономики государств СНГ и трансформации ее в социально-ориентированную экономику знаний, реализация приоритетов экономического развития во взаимодействии национальных инновационных систем и утверждение международного авторитета Содружества как одного из центров мирового технологического лидерства. 

— Какие области сотрудничества включает в себя программа? 

— Все программные мероприятия сгруппированы по пяти направлениям сотрудничества. Первое включает в себя задачи развития межгосударственной кооперации в инновационной сфере, реализацию совместных инновационных и инвестиционных проектов, создание международных технологических платформ и осуществление деловых партнерских мероприятий в инновационной сфере. 

Второе направление — развитие научного и технического потенциала содружества. Каждая страна имеет свои национальные инновационные системы и обладает своим научным, научно-технологическим потенциалом. Смысл программы — в том, чтобы инвентаризировать этот потенциал и поставить его на службу интересам каждого государства СНГ и Содружества в целом. 

Третье направление заключается в развитии системы кадрового обеспечения межгосударственного инновационного сотрудничества. Сегодня подготовка кадров содружества ведется разрозненно, без должной координации. Необходимо активно использовать положительный опыт каждой страны, заинтересованной в кадровом обеспечении инновационного развития, интегрировать усилия, использовать потенциал лучших университетов и научных центров. Это позволит решить проблему кадрового голода, будет способствовать созданию перспективных технологий и их коммерциализации. 

Четвертое направление — совместное использование и развитие инновационной инфраструктуры национальных инновационных систем. В каждом государстве есть свои научные центры, бизнес-инкубаторы, технопарки, особые экономические зоны. Научные центры располагают уникальным оборудованием, которое можно было бы сделать доступным для партнеров по Содружеству. Таким образом, инфраструктурное обеспечение может работать не только на интересы одного государства, что далеко не всегда эффективно, но и на решение задач государств-партнеров, общих задач Содружества. 

Пятое направление — развитие системы межгосударственного регулирования инновационной деятельности, а точнее — гармонизация нормативной и правовой базы национальных инновационных систем. 

Надо сказать, что Программа вышла за рамки целевых программ. Поэтому Совет глав правительств СНГ в начале текущего года принял решение об изменении ее формата и придании ей рамочного характера. Принятая версия Программы инновационного сотрудничества предусматривает формирование на базе ее пяти подпрограмм функциональных целевых программ. Кроме того, предусмотрен механизм реализации отдельных проектов, которые могут не входить в целевые программы. 

— С какими еще трудностями столкнулись разработчики программы? 

— В процессе обсуждения программы, когда возник вопрос о создании единого инновационного пространства, само слово «единое» вызвало у некоторых партнеров негативную реакцию. Видимо, они увидели в этом слове некое покушение на самостийность. Пришлось вырабатывать определение межгосударственного инновационного пространства, которое в Программе рассматривается в двух ипостасях. Во-первых, как социокультурная, экономическая, информационная среда, в которой государства осуществляют совместные действия по развитию науки и техники, внедрению новых технологий, объединению научно-технического потенциала, ресурсов и усилий для устойчивого развития национальных экономик. А вторая ипостась — общность институтов, принципов и механизмов в реализации научно-технической и инновационной политики, гармонизация государственных программ, стандартов, требований по формированию и реализации инновационных проектов, непротиворечивость законодательства, регулирующего развитие и функционирование национальных инновационных систем в интересах государств участников СНГ и их граждан. 

— Как вы оцениваете роль экспертов ВШЭ в разработке программы? 

— 18 октября Советом глав правительств СНГ было принято несколько важных организационных решений, в частности — на национальных разработчиков Программы были возложены функции национальных контактных центров, а на ВШЭ как основного разработчика Программы — функции координационного и методического центра по обеспечению организации взаимодействия национальных контактных центров. Функции наблюдательного совета были возложены на Межгосударственный совет по сотрудничеству в научно-технической и инновационной сфере СНГ. Кстати, в программе предусмотрено, что ее участниками могут быть не только страны СНГ, которые уже приняли такое решение и подписали текст документа, но и любые юридические и физические лица и объединения, представляющие интересы государств-участников Программы. Программой предусмотрен статус ассоциированного участника, что позволяет любым другим заинтересованным государствам принимать участие в отдельных проектах, отвечающих конкретным текущим интересам той или иной страны, хозяйствующего субъекта, и носят приоритетный характер для того государства, которое по каким-то причинам не стало полноправным участником программы. Мы надеемся, что Азербайджан, Туркменистан и Узбекистан, которые пока не принимают участия в Программе, могут найти приемлемую для них форму взаимодействия в ее рамках с партнерами по СНГ. 

Для ВШЭ сегодня — почетная и ответственная задача выполнить Решение Совета глав правительств СНГ и содействовать запуску Программы, начиная с 2012 года.