• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Procurement "for billions": convenient rules

The system for public discussion of major procurement requires both technical and legislative adjustment. This is the opinion of experts, who analysed the practice of such discussions in line with the law on the contractual system. The procedure itself is regulated by order of the Ministry for Economic Development, which has to be worked on further, believe participants of the open meeting of 11 March, devoted to the practice of discussing contracts "for billions".

Внедрение общественного контроля и экспертного сопровождения госрасходов — один из приоритетов Открытого правительства. Созданная на базе Экспертного совета при Правительстве рабочая группа ведет методологическое и информационное сопровождение 44-ФЗ о контрактной системе. С марта 2013 года Экспертный совет проводит ряд пилотных проектов по апробации контрактной системы. «Пилотами» выступили госкорпорация «Росатом» и ряд регионов: Калужская, Новосибирская и Вологодская области, Красноярский край и Татарстан. По результатам апробации в закон и сопровождающие его документы вносились изменения. А по итогам правоприменения на первом этапе премьер-министр Дмитрий МЕДВЕДЕВ поручил министру РФ Михаилу АБЫЗОВУ совместно с Экспертным советом дополнительно проработать и в мае 2014 года представить в Правительство предложения по развитию контрактной системы. Одной из главных тем должно стать общественное обсуждение крупных контрактов, уверены эксперты.

Такое обсуждение, согласно 44-ФЗ, — это новый институт, который должен стартовать на этапе планирования, напомнила начальник отдела реформирования законодательства Центра региональных программ совершенствования государственного и муниципального управления ВШЭ Вероника ДЖУЖОМА. Она указала на положительную тенденцию в регионах, где также внедряется практика общественных слушаний. Но минусом в ряде субъектов является то, что слушания проводятся на базе общественных советов, где нет общественных организаций. А автоматически сортировать региональные закупки по уровню стоимости невозможно, добавил исполнительный директор Национальной ассоциации исполнителей закупок Георгий СУХАДОЛЬСКИЙ.

Кроме того, по мнению экспертов ВШЭ, необходимо изменить порядок обсуждений.

В приказе Минэкономразвития есть два этапа обсуждения крупных закупок – до публикации извещения и после… Зачем мы проводим очные слушания, если мы не имеем параметров закупки? Может, стоит поменять эти стадии или, как вариант, — проводить очные слушания [на втором этапе] по инициативе общественности?» — задалась вопросом Вероника ДЖУЖОМА.

Еще одно предложение — закрепить в типовом контракте положение об обязательстве заказчика провести слушания. Кроме того, эксперты предложили на сайте госзакупок технически усовершенствовать регламент обсуждений, чтобы информация о слушаниях предоставлялась в более удобном виде, а сама процедура не затягивала исполнение заказа, что особенно чувствительно для социальной сферы.

Эффективность общественных обсуждений будет зависеть от того, насколько хорошо мы отладим процедуру», — уверена эксперт.

Сам процесс общественных слушаний должен быть технически и законодательно регламентирован, отметил председатель московской областной коллегии адвокатов «Сазонов и партнеры» Всеволод САЗОНОВ.

Согласен. Где-то общественные слушания проводят на кулуарном уровне, а некоторые проводят слушания реально — приглашая своих коллег, контролеров, общественников», — поддержал инициативу  Георгий СУХАДОЛЬСКИЙ.

В НАИЗ также предложили автоматически отслеживать сроки проведения общественных обсуждений, отделить на сайте закупок обсуждения планов-графиков от самих контрактов, а также привлекать экспертов для повышения качества размещения госзаказа.

Стоимость профессиональной экспертизы — один-два процента… Иногда позволяет снизить стоимость контракта на 10 процентов», — сказал эксперт НАИЗ Михаил ШЕЛОУМОВ.

Специалисты также указывают на неопределенность или отсутствие действий заказчиков по учету комментариев.

Нам, пользователям портала, непонятно, насколько обязательными будут для заказчика предложения, высказанные в ходе общественного обсуждения… Мы возвращаемся в поле работы с ФАС, когда только после жалобы [в ФАС] заказчик должен изменить закупку», — посетовал руководитель дирекции проекта Общероссийского народного фронта «За честные закупки» Антон ГЕТТА .

В то же время в ФАС готовы рассматривать все жалобы, но не могут оценивать важность высказанных в ходе общественных слушаний замечаний, сказал замначальника отдела ФАС по контролю госзаказа Артем ЛОБОВ. В ведомстве предлагают перед внесением изменений в законодательство тщательно проанализировать практику, которая, впрочем, еще не наработана.

В Росфиннадзоре также указали на невозможность сортировки замечаний общественников, но готовы плотно взаимодействовать с организациями-контролерами, отметил представитель Росфиннадзора Андрей ИГНАТОВ . В ведомстве, на которое 44-ФЗ накладывает новые функции контроля заказа на этапе планирования, обоснования цены и нормирования, также видят недостатки в системе контроля закупок.

Невозможно Росфиннадзору и общественности контролировать начальную минимальную цену, поскольку [в планах-графиках] она ориентировочная… Мы не видим такой возможности, пока заказчик не изменит формат планов-графиков», — указал Андрей ИГНАТОВ.

В свою очередь в Минэкономразвития намерены рассмотреть предложения экспертов. Они, в частности, могут быть вынесены на заседание создаваемого при ведомстве экспертного совета. В него войдут представители «Деловой России», «Опоры», НАИЗ, ВШЭ, Фонда Алексея КУДРИНА по поддержке гражданских инициатив, «Роспила» и других организаций.

 

Источник: Открытое правительство