• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Миллиардные» закупки: удобные правила

Система общественного обсуждения крупных закупок нуждается в технических и законодательных корректировках, сочли эксперты, проанализировавшие практику подобных обсуждений согласно закону о контрактной системе. Он вступил в силу в 2014 году и предусматривает обязательное обсуждение закупок федерального уровня свыше 1 млрд рублей. Сама процедура регламентируется приказом Минэкономразвития, который необходимо доработать, решили участники прошедшего 11 марта открытого совещания по вопросу о практике обсуждения «миллиардных» контрактов.

Внедрение общественного контроля и экспертного сопровождения госрасходов — один из приоритетов Открытого правительства. Созданная на базе Экспертного совета при Правительстве рабочая группа ведет методологическое и информационное сопровождение 44-ФЗ о контрактной системе. С марта 2013 года Экспертный совет проводит ряд пилотных проектов по апробации контрактной системы. «Пилотами» выступили госкорпорация «Росатом» и ряд регионов: Калужская, Новосибирская и Вологодская области, Красноярский край и Татарстан. По результатам апробации в закон и сопровождающие его документы вносились изменения. А по итогам правоприменения на первом этапе премьер-министр Дмитрий МЕДВЕДЕВ поручил министру РФ Михаилу АБЫЗОВУ совместно с Экспертным советом дополнительно проработать и в мае 2014 года представить в Правительство предложения по развитию контрактной системы. Одной из главных тем должно стать общественное обсуждение крупных контрактов, уверены эксперты.

Такое обсуждение, согласно 44-ФЗ, — это новый институт, который должен стартовать на этапе планирования, напомнила начальник отдела реформирования законодательства Центра региональных программ совершенствования государственного и муниципального управления ВШЭ Вероника ДЖУЖОМА. Она указала на положительную тенденцию в регионах, где также внедряется практика общественных слушаний. Но минусом в ряде субъектов является то, что слушания проводятся на базе общественных советов, где нет общественных организаций. А автоматически сортировать региональные закупки по уровню стоимости невозможно, добавил исполнительный директор Национальной ассоциации исполнителей закупок Георгий СУХАДОЛЬСКИЙ.

Кроме того, по мнению экспертов ВШЭ, необходимо изменить порядок обсуждений.

В приказе Минэкономразвития есть два этапа обсуждения крупных закупок – до публикации извещения и после… Зачем мы проводим очные слушания, если мы не имеем параметров закупки? Может, стоит поменять эти стадии или, как вариант, — проводить очные слушания [на втором этапе] по инициативе общественности?» — задалась вопросом Вероника ДЖУЖОМА.

Еще одно предложение — закрепить в типовом контракте положение об обязательстве заказчика провести слушания. Кроме того, эксперты предложили на сайте госзакупок технически усовершенствовать регламент обсуждений, чтобы информация о слушаниях предоставлялась в более удобном виде, а сама процедура не затягивала исполнение заказа, что особенно чувствительно для социальной сферы.

Эффективность общественных обсуждений будет зависеть от того, насколько хорошо мы отладим процедуру», — уверена эксперт.

Сам процесс общественных слушаний должен быть технически и законодательно регламентирован, отметил председатель московской областной коллегии адвокатов «Сазонов и партнеры» Всеволод САЗОНОВ.

Согласен. Где-то общественные слушания проводят на кулуарном уровне, а некоторые проводят слушания реально — приглашая своих коллег, контролеров, общественников», — поддержал инициативу  Георгий СУХАДОЛЬСКИЙ.

В НАИЗ также предложили автоматически отслеживать сроки проведения общественных обсуждений, отделить на сайте закупок обсуждения планов-графиков от самих контрактов, а также привлекать экспертов для повышения качества размещения госзаказа.

Стоимость профессиональной экспертизы — один-два процента… Иногда позволяет снизить стоимость контракта на 10 процентов», — сказал эксперт НАИЗ Михаил ШЕЛОУМОВ.

Специалисты также указывают на неопределенность или отсутствие действий заказчиков по учету комментариев.

Нам, пользователям портала, непонятно, насколько обязательными будут для заказчика предложения, высказанные в ходе общественного обсуждения… Мы возвращаемся в поле работы с ФАС, когда только после жалобы [в ФАС] заказчик должен изменить закупку», — посетовал руководитель дирекции проекта Общероссийского народного фронта «За честные закупки» Антон ГЕТТА .

В то же время в ФАС готовы рассматривать все жалобы, но не могут оценивать важность высказанных в ходе общественных слушаний замечаний, сказал замначальника отдела ФАС по контролю госзаказа Артем ЛОБОВ. В ведомстве предлагают перед внесением изменений в законодательство тщательно проанализировать практику, которая, впрочем, еще не наработана.

В Росфиннадзоре также указали на невозможность сортировки замечаний общественников, но готовы плотно взаимодействовать с организациями-контролерами, отметил представитель Росфиннадзора Андрей ИГНАТОВ . В ведомстве, на которое 44-ФЗ накладывает новые функции контроля заказа на этапе планирования, обоснования цены и нормирования, также видят недостатки в системе контроля закупок.

Невозможно Росфиннадзору и общественности контролировать начальную минимальную цену, поскольку [в планах-графиках] она ориентировочная… Мы не видим такой возможности, пока заказчик не изменит формат планов-графиков», — указал Андрей ИГНАТОВ.

В свою очередь в Минэкономразвития намерены рассмотреть предложения экспертов. Они, в частности, могут быть вынесены на заседание создаваемого при ведомстве экспертного совета. В него войдут представители «Деловой России», «Опоры», НАИЗ, ВШЭ, Фонда Алексея КУДРИНА по поддержке гражданских инициатив, «Роспила» и других организаций.

 

Источник: Открытое правительство