• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Book
Regulatory policy in Russia: key trends and architecture of the future

Golodnikova A., Yefremov A., Sobol D. et al.

M.: Center for Strategic Research, 2018.

Article
Regulatory Policy in Russia—Smart Suggestions, But Poor Implementation

Tsygankov D. B.

Russian Analytical Digest. 2018. No. 227. P. 2-5.

Book chapter
Performance-Based Budgeting in Russia

Klimenko A.

In bk.: Performance-Based Budgeting in the Public Sector. Palgrave Macmillan, 2019. P. 161-176.

Working paper
Public Service Motivation as a Predictor of Altruism, Dishonesty, and Corruption

Gans-Morse J., Kalgin A., Klimenko A. et al.

Working Paper Series . WP-19-16. Northwestern Institute for Policy Research, 2019

Government buyers trained in the contracts system

Participants of the seminar held on 7 October at the Higher School of Economics on introduction of the contracts system believe that the law on the contracts system significantly complicates the duties of the government or municipal buyer. The rules of Law No. 44-FZ, which becomes effective from 1 January next year, imposes the responsibility on the buyer to officially observe all procurement procedures and also for the end result of such procurement.

С од­ной сто­ро­ны, конт­ракт­ная сис­те­ма поз­во­лит ре­шить ос­нов­ную проб­ле­му те­ку­щей сис­те­мы гос­за­ку­пок – не­воз­мож­ность при­об­рес­ти бо­лее ка­чест­вен­ный про­дукт из-за при­вяз­ки к кри­те­рию на­имень­шей це­ны. С дру­гой сто­ро­ны, за­каз­чи­ку не­об­хо­ди­мо бу­дет пла­ни­ро­вать, обос­но­вы­вать и от­ве­чать за ре­зуль­та­ты за­ку­пок.

«Пра­ви­ла пла­ни­ро­ва­ния за­ку­пок ста­нут бо­лее слож­ны­ми и жест­ки­ми, нуж­но бу­дет по­вы­шать ква­ли­фи­ка­цию сот­руд­ни­ков и уве­ли­чи­вать штат», - по­де­ли­лись сво­ими опа­се­ни­ями участ­ни­ки се­ми­на­ра - предс­та­ви­те­ли ор­га­нов влас­ти из ре­ги­онов Рос­сии. На­пом­ним, что сог­лас­но но­во­му за­ко­ну вво­дят­ся план за­ку­пок (до 3 лет), план гра­фик-за­ку­пок (на 1 год), обос­но­ва­ние за­ку­пок (сос­тав­ля­ет­ся для каж­дой за­куп­ки).

Рас­ши­рен круг лиц, ко­то­рые долж­ны бу­дут пла­ни­ро­вать за­куп­ки по пра­ви­лам 44-ФЗ. Это не толь­ко го­су­дарс­твен­ные и му­ни­ци­паль­ные за­каз­чи­ки, бюд­жет­ные уч­реж­де­ния, но и, в от­дель­ных слу­ча­ях, ав­то­ном­ные уч­реж­де­ния, го­су­дарс­твен­ные и му­ни­ци­паль­ные уни­тар­ные предп­ри­ятия, и да­же иные юри­ди­чес­кие ли­ца. При этом бюд­жет­ным уч­реж­де­ни­ям пре­дос­тав­ле­но пра­во «вы­вес­ти» из-под дей­ствия 44-ФЗ не­ко­то­рые ви­ды за­ку­пок и осу­щест­влять их по 223-ФЗ: это за­куп­ки за счет гран­тов, конт­рак­ты «вто­рой ру­ки», а так­же за­куп­ки за счет средств, по­лу­чен­ных от при­но­ся­щей до­ход де­ятель­нос­ти. «Кро­ме то­го, За­ко­ном 44-ФЗ рег­ла­мен­ти­ро­ва­ны пра­ви­ла цент­ра­ли­за­ции за­ку­пок, как на уров­не пуб­лич­но-пра­во­во­го об­ра­зо­ва­ния, так и на уров­не глав­но­го рас­по­ря­ди­те­ля бюд­жет­ных средств», - расс­ка­за­ла экс­перт Цент­ра ре­ги­ональ­ных прог­рамм со­вер­шенс­тво­ва­ния го­суп­рав­ле­ния ИГ­МУ НИУ ВШЭ Еле­на БЕЛОГУРОВА.

В конт­ракт­ной сис­те­ме по­явят­ся нор­мы ан­ти­дем­пин­го­во­го ха­рак­те­ра. При сни­же­нии це­ны конт­рак­та на 25% участ­ник про­це­ду­ры обя­зан бу­дет пре­дос­та­вить фи­нан­со­вое обес­пе­че­ние, пре­вы­ша­ющее на­чаль­ную це­ну конт­рак­та в пол­то­ра ра­за. При НИ­ОКР кри­те­рий на­имень­шей це­ны не бу­дет яв­лять­ся са­мым ве­со­мым фак­то­ром, оп­ре­де­ля­ющим по­бе­ди­те­ля, – и это еще од­на из но­ва­ций конт­ракт­ной сис­те­мы. Но­вый за­кон, ко­то­рый при­дет на сме­ну 94-ФЗ, поз­во­лит за­ку­пать бо­лее до­ро­гие, но и бо­лее ка­чест­вен­ные то­ва­ры. При этом, за­каз­чи­ки смо­гут из­бе­жать об­ви­не­ния в не­ра­ци­ональ­ном ис­поль­зо­ва­нии го­су­дарс­твен­ных средств, ес­ли до­ка­жут це­ле­со­об­раз­ность та­ких за­ку­пок.

Об­щест­вен­ный конт­роль, ко­то­рый ста­нет серь­ез­ным ры­ча­гом воз­дей­ствия на участ­ни­ков конт­ракт­ной сис­те­мы, предс­та­ви­те­ли за­каз­чи­ков так­же рас­це­ни­ва­ют как но­ва­цию, ус­лож­ня­ющую за­ку­поч­ную де­ятель­ность. «При­чем ес­ли в ка­ких-то сфе­рах мы мо­жем стал­ки­вать­ся с дек­ла­ри­ро­ва­ни­ем об­щест­вен­но­го конт­ро­ля, то в конт­ракт­ной сис­те­ме - это про­ду­ман­ный и соз­на­тель­ный шаг го­су­дарс­тва по соз­да­нию схе­мы конт­ро­ля со сто­ро­ны об­щест­ва за де­ятель­ностью за­каз­чи­ка» - счи­та­ет пер­вый про­рек­тор Выс­шей шко­лы эко­но­ми­ки Алек­сандр ШАМРИН.

Конт­ро­лю со сто­ро­ны об­щест­ва бу­дет под­вер­гать­ся вся за­ку­поч­ная де­ятель­ность за­каз­чи­ков. В за­ко­не есть жест­кое обя­за­тель­ство за­каз­чи­ка пре­дос­тав­лять дос­та­точ­но ши­ро­кий пе­ре­чень ин­фор­ма­ции для осу­щест­вле­ния об­щест­вен­но­го конт­ро­ля. «Вве­де­ние Еди­ной ин­фор­ма­ци­он­ной сис­те­мы (ЕИС) на­чи­ная с 2016 го­да при­ве­дет к то­му, что лю­бой граж­да­нин Рос­сии, не го­во­ря уже об об­щест­вен­ных ор­га­ни­за­ци­ях, смо­жет по­лу­чать всю ин­фор­ма­цию о го­су­дарс­твен­ном за­ка­зе (за иск­лю­че­ни­ем ин­фор­ма­ции, сос­тав­ля­ющей го­су­дарс­твен­ную тай­ну), на­чи­ная с пла­ни­ро­ва­ния за­куп­ки и за­кан­чи­вая ис­пол­не­ни­ем конт­рак­та», - от­ме­тил ШАМРИН.

Об­щест­вен­ное об­суж­де­ние, об­щест­вен­ные слу­ша­ния по за­куп­кам так­же мо­гут стать дей­ствен­ным инс­тру­мен­том по­вы­ше­ния эф­фек­тив­нос­ти го­су­дарс­твен­но­го и му­ни­ци­паль­но­го за­ка­за. По сло­вам ис­пол­ни­тель­но­го ди­рек­то­ра На­ци­ональ­ной ас­со­ци­ации инс­ти­ту­тов за­ку­пок Ге­ор­гия СУХАДОЛЬСКОГО, конт­ракт­ной сис­те­мой пре­дус­мат­ри­ва­ет­ся, что об­суж­де­ние бу­дет на­чи­нать­ся уже со ста­дии пла­ни­ро­ва­ния за­куп­ки и за­кан­чи­вать­ся на ста­дии ис­пол­не­ния конт­рак­та. Се­год­ня прак­ти­ка об­щест­вен­ных об­суж­де­ний по­ка­зы­ва­ет, что по­ряд­ка 65-75% всех круп­ных за­ку­пок, под­ле­жа­щих об­щест­вен­но­му об­суж­де­нию, про­во­дят­ся ли­бо сов­сем без об­суж­де­ний, ли­бо они про­во­дят­ся "для га­лоч­ки". По тем об­суж­де­ни­ям, ко­то­рые сос­то­ялись, в боль­шинс­тве слу­ча­ев за­каз­чик не ме­ня­ет до­ку­мен­та­цию о за­куп­ке, в пер­вую оче­редь в свя­зи с рис­ка­ми сры­ва сро­ков вы­пол­не­ния за­ку­поч­ной про­це­ду­ры.

Об­щест­вен­ных ор­га­ни­за­ций, за­ин­те­ре­со­ван­ных в ка­чест­вен­ном конт­ро­ле за­ку­пок, так­же дос­та­точ­но ма­ло. Не­об­хо­ди­мо про­ду­мы­вать до­пол­ни­тель­ные сти­му­лы для раз­ви­тия об­щест­вен­ных ор­га­ни­за­ций в сфе­ре конт­ро­ля за гос­за­куп­ка­ми и "по­вы­шать уро­вень про­фес­си­она­лиз­ма" про­во­ди­мых об­суж­де­ний, к при­ме­ру, прив­ле­кая не толь­ко об­щест­вен­ные, но и экс­перт­ные ор­га­ни­за­ции.

В за­вер­ше­ние се­ми­на­ра СУХАДОЛЬСКИЙ предс­та­вил соб­рав­шим­ся про­ект «за чест­ные за­куп­ки» и расс­ка­зал, как поль­зо­вать­ся инс­тру­мен­та­ри­ем пор­та­ла, со­об­щив, что толь­ко за ме­сяц ра­бо­ты про­ек­та вы­яв­ле­но 96 сом­ни­тель­ных за­ку­пок.

Источники: 

Центр ре­ги­ональ­ных прог­рамм со­вер­шенс­тво­ва­ния го­су­дарс­твен­но­го и му­ни­ци­паль­но­го уп­рав­ле­ния

Открытое правительство