• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

101000 Москва, улица Мясницкая, дом 11

Приёмная:
+7 (495) 621-64-18;
+7 (495) 772-95-90 *111-74

E-mail: ipag@hse.ru

Руководство
Книга
Российско-китайский диалог: модель 2019

Лузянин С. Г., Кортунов А., Карнеев А. и др.

РСМД, Фуданьский университет, 2019.

Глава в книге
Performance-Based Budgeting in Russia

Klimenko A.

In bk.: Performance-Based Budgeting in the Public Sector. Palgrave Macmillan, 2019. P. 161-176.

Препринт
Public Service Motivation as a Predictor of Altruism, Dishonesty, and Corruption

Gans-Morse J., Kalgin A., Klimenko A. et al.

Working Paper Series . WP-19-16. Northwestern Institute for Policy Research, 2019

Госзаказчиков подготовили к контрактной системе

За­кон о конт­ракт­ной сис­те­ме су­щест­вен­но ус­лож­нит обя­зан­нос­ти го­су­дарс­твен­но­го и му­ни­ци­паль­но­го за­каз­чи­ка, счи­та­ют участ­ни­ки про­шед­ше­го 7 ок­тяб­ря в Выс­шей шко­ле эко­но­ми­ке се­ми­на­ра по вве­де­нию конт­ракт­ной сис­те­мы. Нор­мы за­ко­на № 44-ФЗ, ко­то­рый всту­пит в си­лу с 1 ян­ва­ря сле­ду­юще­го го­да, воз­ло­жат от­ветс­твен­ность на за­каз­чи­ка не толь­ко за фор­маль­ное соб­лю­де­ние всех за­ку­поч­ных про­це­дур, но и за ко­неч­ный ре­зуль­тат за­куп­ки.

С од­ной сто­ро­ны, конт­ракт­ная сис­те­ма поз­во­лит ре­шить ос­нов­ную проб­ле­му те­ку­щей сис­те­мы гос­за­ку­пок – не­воз­мож­ность при­об­рес­ти бо­лее ка­чест­вен­ный про­дукт из-за при­вяз­ки к кри­те­рию на­имень­шей це­ны. С дру­гой сто­ро­ны, за­каз­чи­ку не­об­хо­ди­мо бу­дет пла­ни­ро­вать, обос­но­вы­вать и от­ве­чать за ре­зуль­та­ты за­ку­пок.

«Пра­ви­ла пла­ни­ро­ва­ния за­ку­пок ста­нут бо­лее слож­ны­ми и жест­ки­ми, нуж­но бу­дет по­вы­шать ква­ли­фи­ка­цию сот­руд­ни­ков и уве­ли­чи­вать штат», - по­де­ли­лись сво­ими опа­се­ни­ями участ­ни­ки се­ми­на­ра - предс­та­ви­те­ли ор­га­нов влас­ти из ре­ги­онов Рос­сии. На­пом­ним, что сог­лас­но но­во­му за­ко­ну вво­дят­ся план за­ку­пок (до 3 лет), план гра­фик-за­ку­пок (на 1 год), обос­но­ва­ние за­ку­пок (сос­тав­ля­ет­ся для каж­дой за­куп­ки).

Рас­ши­рен круг лиц, ко­то­рые долж­ны бу­дут пла­ни­ро­вать за­куп­ки по пра­ви­лам 44-ФЗ. Это не толь­ко го­су­дарс­твен­ные и му­ни­ци­паль­ные за­каз­чи­ки, бюд­жет­ные уч­реж­де­ния, но и, в от­дель­ных слу­ча­ях, ав­то­ном­ные уч­реж­де­ния, го­су­дарс­твен­ные и му­ни­ци­паль­ные уни­тар­ные предп­ри­ятия, и да­же иные юри­ди­чес­кие ли­ца. При этом бюд­жет­ным уч­реж­де­ни­ям пре­дос­тав­ле­но пра­во «вы­вес­ти» из-под дей­ствия 44-ФЗ не­ко­то­рые ви­ды за­ку­пок и осу­щест­влять их по 223-ФЗ: это за­куп­ки за счет гран­тов, конт­рак­ты «вто­рой ру­ки», а так­же за­куп­ки за счет средств, по­лу­чен­ных от при­но­ся­щей до­ход де­ятель­нос­ти. «Кро­ме то­го, За­ко­ном 44-ФЗ рег­ла­мен­ти­ро­ва­ны пра­ви­ла цент­ра­ли­за­ции за­ку­пок, как на уров­не пуб­лич­но-пра­во­во­го об­ра­зо­ва­ния, так и на уров­не глав­но­го рас­по­ря­ди­те­ля бюд­жет­ных средств», - расс­ка­за­ла экс­перт Цент­ра ре­ги­ональ­ных прог­рамм со­вер­шенс­тво­ва­ния го­суп­рав­ле­ния ИГ­МУ НИУ ВШЭ Еле­на БЕЛОГУРОВА.

В конт­ракт­ной сис­те­ме по­явят­ся нор­мы ан­ти­дем­пин­го­во­го ха­рак­те­ра. При сни­же­нии це­ны конт­рак­та на 25% участ­ник про­це­ду­ры обя­зан бу­дет пре­дос­та­вить фи­нан­со­вое обес­пе­че­ние, пре­вы­ша­ющее на­чаль­ную це­ну конт­рак­та в пол­то­ра ра­за. При НИ­ОКР кри­те­рий на­имень­шей це­ны не бу­дет яв­лять­ся са­мым ве­со­мым фак­то­ром, оп­ре­де­ля­ющим по­бе­ди­те­ля, – и это еще од­на из но­ва­ций конт­ракт­ной сис­те­мы. Но­вый за­кон, ко­то­рый при­дет на сме­ну 94-ФЗ, поз­во­лит за­ку­пать бо­лее до­ро­гие, но и бо­лее ка­чест­вен­ные то­ва­ры. При этом, за­каз­чи­ки смо­гут из­бе­жать об­ви­не­ния в не­ра­ци­ональ­ном ис­поль­зо­ва­нии го­су­дарс­твен­ных средств, ес­ли до­ка­жут це­ле­со­об­раз­ность та­ких за­ку­пок.

Об­щест­вен­ный конт­роль, ко­то­рый ста­нет серь­ез­ным ры­ча­гом воз­дей­ствия на участ­ни­ков конт­ракт­ной сис­те­мы, предс­та­ви­те­ли за­каз­чи­ков так­же рас­це­ни­ва­ют как но­ва­цию, ус­лож­ня­ющую за­ку­поч­ную де­ятель­ность. «При­чем ес­ли в ка­ких-то сфе­рах мы мо­жем стал­ки­вать­ся с дек­ла­ри­ро­ва­ни­ем об­щест­вен­но­го конт­ро­ля, то в конт­ракт­ной сис­те­ме - это про­ду­ман­ный и соз­на­тель­ный шаг го­су­дарс­тва по соз­да­нию схе­мы конт­ро­ля со сто­ро­ны об­щест­ва за де­ятель­ностью за­каз­чи­ка» - счи­та­ет пер­вый про­рек­тор Выс­шей шко­лы эко­но­ми­ки Алек­сандр ШАМРИН.

Конт­ро­лю со сто­ро­ны об­щест­ва бу­дет под­вер­гать­ся вся за­ку­поч­ная де­ятель­ность за­каз­чи­ков. В за­ко­не есть жест­кое обя­за­тель­ство за­каз­чи­ка пре­дос­тав­лять дос­та­точ­но ши­ро­кий пе­ре­чень ин­фор­ма­ции для осу­щест­вле­ния об­щест­вен­но­го конт­ро­ля. «Вве­де­ние Еди­ной ин­фор­ма­ци­он­ной сис­те­мы (ЕИС) на­чи­ная с 2016 го­да при­ве­дет к то­му, что лю­бой граж­да­нин Рос­сии, не го­во­ря уже об об­щест­вен­ных ор­га­ни­за­ци­ях, смо­жет по­лу­чать всю ин­фор­ма­цию о го­су­дарс­твен­ном за­ка­зе (за иск­лю­че­ни­ем ин­фор­ма­ции, сос­тав­ля­ющей го­су­дарс­твен­ную тай­ну), на­чи­ная с пла­ни­ро­ва­ния за­куп­ки и за­кан­чи­вая ис­пол­не­ни­ем конт­рак­та», - от­ме­тил ШАМРИН.

Об­щест­вен­ное об­суж­де­ние, об­щест­вен­ные слу­ша­ния по за­куп­кам так­же мо­гут стать дей­ствен­ным инс­тру­мен­том по­вы­ше­ния эф­фек­тив­нос­ти го­су­дарс­твен­но­го и му­ни­ци­паль­но­го за­ка­за. По сло­вам ис­пол­ни­тель­но­го ди­рек­то­ра На­ци­ональ­ной ас­со­ци­ации инс­ти­ту­тов за­ку­пок Ге­ор­гия СУХАДОЛЬСКОГО, конт­ракт­ной сис­те­мой пре­дус­мат­ри­ва­ет­ся, что об­суж­де­ние бу­дет на­чи­нать­ся уже со ста­дии пла­ни­ро­ва­ния за­куп­ки и за­кан­чи­вать­ся на ста­дии ис­пол­не­ния конт­рак­та. Се­год­ня прак­ти­ка об­щест­вен­ных об­суж­де­ний по­ка­зы­ва­ет, что по­ряд­ка 65-75% всех круп­ных за­ку­пок, под­ле­жа­щих об­щест­вен­но­му об­суж­де­нию, про­во­дят­ся ли­бо сов­сем без об­суж­де­ний, ли­бо они про­во­дят­ся "для га­лоч­ки". По тем об­суж­де­ни­ям, ко­то­рые сос­то­ялись, в боль­шинс­тве слу­ча­ев за­каз­чик не ме­ня­ет до­ку­мен­та­цию о за­куп­ке, в пер­вую оче­редь в свя­зи с рис­ка­ми сры­ва сро­ков вы­пол­не­ния за­ку­поч­ной про­це­ду­ры.

Об­щест­вен­ных ор­га­ни­за­ций, за­ин­те­ре­со­ван­ных в ка­чест­вен­ном конт­ро­ле за­ку­пок, так­же дос­та­точ­но ма­ло. Не­об­хо­ди­мо про­ду­мы­вать до­пол­ни­тель­ные сти­му­лы для раз­ви­тия об­щест­вен­ных ор­га­ни­за­ций в сфе­ре конт­ро­ля за гос­за­куп­ка­ми и "по­вы­шать уро­вень про­фес­си­она­лиз­ма" про­во­ди­мых об­суж­де­ний, к при­ме­ру, прив­ле­кая не толь­ко об­щест­вен­ные, но и экс­перт­ные ор­га­ни­за­ции.

В за­вер­ше­ние се­ми­на­ра СУХАДОЛЬСКИЙ предс­та­вил соб­рав­шим­ся про­ект «за чест­ные за­куп­ки» и расс­ка­зал, как поль­зо­вать­ся инс­тру­мен­та­ри­ем пор­та­ла, со­об­щив, что толь­ко за ме­сяц ра­бо­ты про­ек­та вы­яв­ле­но 96 сом­ни­тель­ных за­ку­пок.

Источники: 

Центр ре­ги­ональ­ных прог­рамм со­вер­шенс­тво­ва­ния го­су­дарс­твен­но­го и му­ни­ци­паль­но­го уп­рав­ле­ния

Открытое правительство