Госзаказчиков подготовили к контрактной системе
Закон о контрактной системе существенно усложнит обязанности государственного и муниципального заказчика, считают участники прошедшего 7 октября в Высшей школе экономике семинара по введению контрактной системы. Нормы закона № 44-ФЗ, который вступит в силу с 1 января следующего года, возложат ответственность на заказчика не только за формальное соблюдение всех закупочных процедур, но и за конечный результат закупки.
С одной стороны, контрактная система позволит решить основную проблему текущей системы госзакупок – невозможность приобрести более качественный продукт из-за привязки к критерию наименьшей цены. С другой стороны, заказчику необходимо будет планировать, обосновывать и отвечать за результаты закупок.
«Правила планирования закупок станут более сложными и жесткими, нужно будет повышать квалификацию сотрудников и увеличивать штат», - поделились своими опасениями участники семинара - представители органов власти из регионов России. Напомним, что согласно новому закону вводятся план закупок (до 3 лет), план график-закупок (на 1 год), обоснование закупок (составляется для каждой закупки).
Расширен круг лиц, которые должны будут планировать закупки по правилам 44-ФЗ. Это не только государственные и муниципальные заказчики, бюджетные учреждения, но и, в отдельных случаях, автономные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, и даже иные юридические лица. При этом бюджетным учреждениям предоставлено право «вывести» из-под действия 44-ФЗ некоторые виды закупок и осуществлять их по 223-ФЗ: это закупки за счет грантов, контракты «второй руки», а также закупки за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности. «Кроме того, Законом 44-ФЗ регламентированы правила централизации закупок, как на уровне публично-правового образования, так и на уровне главного распорядителя бюджетных средств», - рассказала эксперт Центра региональных программ совершенствования госуправления ИГМУ НИУ ВШЭ Елена БЕЛОГУРОВА.
В контрактной системе появятся нормы антидемпингового характера. При снижении цены контракта на 25% участник процедуры обязан будет предоставить финансовое обеспечение, превышающее начальную цену контракта в полтора раза. При НИОКР критерий наименьшей цены не будет являться самым весомым фактором, определяющим победителя, – и это еще одна из новаций контрактной системы. Новый закон, который придет на смену 94-ФЗ, позволит закупать более дорогие, но и более качественные товары. При этом, заказчики смогут избежать обвинения в нерациональном использовании государственных средств, если докажут целесообразность таких закупок.
Общественный контроль, который станет серьезным рычагом воздействия на участников контрактной системы, представители заказчиков также расценивают как новацию, усложняющую закупочную деятельность. «Причем если в каких-то сферах мы можем сталкиваться с декларированием общественного контроля, то в контрактной системе - это продуманный и сознательный шаг государства по созданию схемы контроля со стороны общества за деятельностью заказчика» - считает первый проректор Высшей школы экономики Александр ШАМРИН.
Контролю со стороны общества будет подвергаться вся закупочная деятельность заказчиков. В законе есть жесткое обязательство заказчика предоставлять достаточно широкий перечень информации для осуществления общественного контроля. «Введение Единой информационной системы (ЕИС) начиная с 2016 года приведет к тому, что любой гражданин России, не говоря уже об общественных организациях, сможет получать всю информацию о государственном заказе (за исключением информации, составляющей государственную тайну), начиная с планирования закупки и заканчивая исполнением контракта», - отметил ШАМРИН.
Общественное обсуждение, общественные слушания по закупкам также могут стать действенным инструментом повышения эффективности государственного и муниципального заказа. По словам исполнительного директора Национальной ассоциации институтов закупок Георгия СУХАДОЛЬСКОГО, контрактной системой предусматривается, что обсуждение будет начинаться уже со стадии планирования закупки и заканчиваться на стадии исполнения контракта. Сегодня практика общественных обсуждений показывает, что порядка 65-75% всех крупных закупок, подлежащих общественному обсуждению, проводятся либо совсем без обсуждений, либо они проводятся "для галочки". По тем обсуждениям, которые состоялись, в большинстве случаев заказчик не меняет документацию о закупке, в первую очередь в связи с рисками срыва сроков выполнения закупочной процедуры.
Общественных организаций, заинтересованных в качественном контроле закупок, также достаточно мало. Необходимо продумывать дополнительные стимулы для развития общественных организаций в сфере контроля за госзакупками и "повышать уровень профессионализма" проводимых обсуждений, к примеру, привлекая не только общественные, но и экспертные организации.
В завершение семинара СУХАДОЛЬСКИЙ представил собравшимся проект «за честные закупки» и рассказал, как пользоваться инструментарием портала, сообщив, что только за месяц работы проекта выявлено 96 сомнительных закупок.
Источники:
Шамрин Александр Тихонович
Первый проректор, заведующий Лабораторией проблем обеспечения государственных нужд