Higher School of Economics discusses the conditions and legal consequences of terminating government contracts
On 7 June 2013 amendments came into effect in the federal law on government contracts (94-FZ), connected, among other things, with the procedure for unilateral termination of contracts on the initiative of the customer. Similar provisions relative to instances and consequences of the termination of a contract shall be contained in the federal law on the federal contracts system (44-FZ), which will come into effect from 1 January 2014. “The Law stipulates that the unilateral withdrawal from performance of a contract is implemented in accordance with civil legislation. That said, the Civil Code provides for the possibility of such a withdrawal by the customer not only in instances when the other party is in gross breach of the contractual conditions, but generally as well, without grounds,” declared Dmitry ILYUSHIN, expert from IPAMM NRU HSE at a meeting of the working group of the Expert Council under the Russian Government for public expenditure and procurement, held at NRU HSE on 14 August.
Аналогичные положения относительно случаев и последствий расторжения контракта содержит Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", который вступает в силу с 1 января 2014 года.
14 августа 2013 г. в Высшей школе экономики состоялось расширенное открытое совещание рабочей группы Экспертного совета при Правительстве РФ по вопросам государственных расходов и государственных закупок, на котором присутствовали представители Высшей школы экономики, Торгово-промышленной палаты РФ, ММВБ, Росатом, РусГидро, РосПИл, Банк Москвы, Ассоциации Электронных Торговых Площадок, органов исполнительной власти, и другие представители научного и экспертного сообщества.
Повестка дня была посвящена условиям и правовым последствиям расторжения контрактов в сфере госзаказа. Проводилось совещание в рамках проекта Открытого правительства по апробации введения институтов контрактной системы, развития общественного контроля и открытости закупочных процедур.
Новый федеральный закон о контрактной системе в сфере госзакупок вступит в силу с началом следующего года. В рамках закона предусмотрены случаи изменения условий контракта. Например, когда снижается цена контракта или поставляемого товара, изменяется количество поставляемых товаров, работ и услуг или условия контракта, а также в случае уменьшения ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств. Также 44 Закон предусматривает возможность одностороннего расторжения контракта. И это главная новация контрактной системы. Причем, информация о поставщике, с которым контракт был расторгнут в одностороннем порядке, включается в реестр недобросовестных поставщиков.
«Закон предусматривает, что односторонний отказ от исполнения контракта осуществляется в соответствии с гражданским законодательством. Однако Гражданским кодексом предусматривается возможность такого отказа заказчика не только в случаях, когда другой стороной существенно нарушаются условия контракта, но и вообще и без оснований, - заявил Дмитрий ИЛЮШИН, эксперт в области публичного права Центра региональных программ совершенствования государственного и муниципального управления ИГМУ НИУ ВШЭ, - Согласно статьям 717 и 782 ГК РФ, заказчик может в одностороннем порядке расторгнуть контракт подряда или оказания услуг в любое время без каких-либо причин».
Кроме того, законом о госзакупках фактически отменяется обязанность заказчика компенсировать подрядчику убытки, вызванные необоснованным односторонним отказом заказчика от исполнения контракта. Все это, по мнению эксперта, может позволить недобросовестным заказчикам злоупотреблять своим правом и оказывать давление на контрагентов.
При этом ИЛЮШИН отметил некоторые особенности включения поставщик (подрядчика, исполнителя) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта. Хотя положения 95 статьи закона предусматривают, что в реестр вносятся все такие поставщики, норма специальной статьи 104 закона оговаривает, что включению в реестр недобросовестных поставщиков подлежат только те лица, контракт с которыми в одностороннем порядке был расторгнут в связи с существенным нарушением его условий.
Бурная дискуссия развернулась относительно условий расторжения контракта, в частности вокруг введения обязательной экспертизы товара при расторжении контракта за ненадлежащее качество.
«Именно эксперты, обладающие специальными знаниями, должны оценивать качественные характеристики того или иного товара и должны проводить оценку необходимости расторжения контракта, если отказ связан с «качественными» характеристиками, - заметил Олег СИВАКОВ, заместитель директора Департамента экономической безопасности предпринимательства Торгово-промышленной палаты РФ, -Экспертиза требует определенных знаний в каждой отрасли. И отдавать экспертизу чиновнику, который не владеет этими знаниями – прямой путь к коррупции. Также необходимо установить обязательность проведения экспертизы при расторжении контракта по такому основанию как «невозможность исполнения», так как это оценочная категория. В первых редакциях контрактной системы, которые были согласованы ТПП, такое положение было».
«Новая норма закона дает заказчикам инструмент шантажа неудобного исполнителя, - заметил Илия ДИМИТРОВ, исполнительный директор НКО "Ассоциация Электронных Торговых Площадок", - В зоне риска окажутся малые предприятия, количество которых у нас в последнее время итак сокращается».
На что Андрей БУЛАВИНЦЕВ, начальник отдела размещения заказов в сфере обеспечения транспортной инфраструктуры Государственного комитета Республики Башкортостан по размещению государственных заказов, предложил предусмотреть механизмы административной ответственности для самих заказчиков при недобросовестном расторжении контракта
Надежда ЩЕПЕТКОВА, советник Департамента правовой и корпоративной работы Госкорпорации «Росатом», обратила внимание на тот факт, что при разработке типовых форм государственных контрактов они столкнулись с проблемой одностороннего отказа при поставке товаров для государственных нужд.
«На наш взгляд, здесь существует коллизия, поскольку 44-ФЗ, также как и 94-ФЗ нас отсылает к гражданскому законодательству, а Гражданский кодекс РФ указывает, на то, что односторонний отказ неприменим для поставки товаров, работ и услуг для госнужд», - заключила Надежда ЩЕПЕТКОВА.
Сергей ДАШКОВ, директор группы «Энергосервис» предложил скорректировать нормы об ограничении замены поставщика по контракту и более внимательно отнестись к оценочному понятию «соразмерность» при снижении цены. Также Сергей ДАШКОВ отметил, что законодательство содержит не вполне четкие формулировки относительно снижения цены контракта при его заключении при дозакупке после досрочного расторжения.
В рамках дискуссии были подняты вопросы: Что такое нормальная экспертиза товара при расторжении контракта за ненадлежащее качество? Где найти нормальных экспертов? Какова Цена экспертизы и как она будет заложена в бюджет?
По словам Веры ДЬЯЧОК, начальника управления муниципального заказа города Твери, чтобы процесс расторжения контракта в одностороннем порядке был прозрачным, и подрядчик четко понимал, где он неправ, нужно ввести документы по приемке товара, по оценке качества и экспертизе товара.
«Не будет коррупции, если будет проведена нормальная экспертиза товара. А говорить о расторжении контракта в одностороннем порядке можно только в случае, когда будет четко прописана новая инструкция о приемке товаров. Ведь существующая инструкция была актуально еще в 60-х годах», - констатировала Вера ДЬЯЧОК.
«Проблема не в отсутствии новой инструкции, а в тотальном неприменении существующей инструкции приемки продукции», - парировал Сергей ЯНСОН, директор по закупкам ОАО "РусГидро", - рассказав об опыте РусГидро в разработке регламентов экспертизы товаров на базе существующей инструкции.
Анатолий ШАШКИН, юрист РосПил попросил разъяснить, как сложится ситуация с административным порядком обжалования в случае несогласия с односторонним расторжением контракта.
Участники дискуссии согласились, что нормы закона о расторжении контракта в одностороннем порядке и последующем включении поставщика в Реестр недобросовестных поставщиков непрозрачны и предоставляют заказчикам новые и весьма ощутимые инструменты давления на неугодного поставщика, а это ведет к росту коррупции.
Были выдвинуты предложения по фиксации в законе исчерпывающего перечня «объективных» оснований расторжения контракта, введения обязательности проведения экспертизы, если отказ связан с «качественными» основаниями, и введения процедуры внесудебного обжалования решения заказчика об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта.