• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В Высшей школе экономики обсудили условия и правовые последствия расторжения контрактов в сфере госзаказа

7 июня 2013 го­да всту­пи­ли в си­лу из­ме­не­ния, вне­сен­ные в Фе­де­раль­ный за­кон от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О раз­ме­ще­нии за­ка­зов на пос­тав­ки то­ва­ров, вы­пол­не­ние ра­бот, ока­за­ние ус­луг для го­су­дарс­твен­ных и му­ни­ци­паль­ных нужд", ка­са­ющи­еся со­вер­шенс­тво­ва­ния по­ряд­ка рас­тор­же­ния конт­рак­та, в том чис­ле, рас­тор­же­ния в свя­зи с од­нос­то­рон­ним от­ка­зом за­каз­чи­ка от ис­пол­не­ния конт­рак­та.

Ана­ло­гич­ные по­ло­же­ния от­но­си­тель­но слу­ча­ев и пос­ледс­твий рас­тор­же­ния конт­рак­та со­дер­жит Фе­де­раль­ный за­кон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О конт­ракт­ной сис­те­ме в сфе­ре за­ку­пок то­ва­ров, ра­бот, ус­луг для обес­пе­че­ния го­су­дарс­твен­ных и му­ни­ци­паль­ных нужд", ко­то­рый всту­па­ет в си­лу с 1 ян­ва­ря 2014 го­да.

14 ав­гус­та 2013 г. в Выс­шей шко­ле эко­но­ми­ки сос­то­ялось рас­ши­рен­ное отк­ры­тое со­ве­ща­ние ра­бо­чей груп­пы Экс­перт­но­го со­ве­та при Пра­ви­тель­стве РФ по воп­ро­сам го­су­дарс­твен­ных рас­хо­дов и го­су­дарс­твен­ных за­ку­пок, на ко­то­ром при­сутс­тво­ва­ли предс­та­ви­те­ли Выс­шей шко­лы эко­но­ми­ки, Тор­го­во-про­мыш­лен­ной па­ла­ты РФ, ММВБ, Ро­са­том, Рус­Гид­ро, Рос­ПИл, Банк Моск­вы, Ас­со­ци­ации Элект­рон­ных Тор­го­вых Пло­ща­док, ор­га­нов ис­пол­ни­тель­ной влас­ти, и дру­гие предс­та­ви­те­ли на­уч­но­го и экс­перт­но­го со­об­щест­ва.

По­вест­ка дня бы­ла пос­вя­ще­на ус­ло­ви­ям и пра­во­вым пос­ледс­тви­ям рас­тор­же­ния конт­рак­тов в сфе­ре гос­за­ка­за. Про­во­ди­лось со­ве­ща­ние в рам­ках про­ек­та Отк­ры­то­го пра­ви­тель­ства по ап­ро­ба­ции вве­де­ния инс­ти­ту­тов конт­ракт­ной сис­те­мы, раз­ви­тия об­щест­вен­но­го конт­ро­ля и отк­ры­тос­ти за­ку­поч­ных про­це­дур.

Но­вый фе­де­раль­ный за­кон о конт­ракт­ной сис­те­ме в сфе­ре гос­за­ку­пок всту­пит в си­лу с на­ча­лом сле­ду­юще­го го­да. В рам­ках за­ко­на пре­дус­мот­ре­ны слу­чаи из­ме­не­ния ус­ло­вий конт­рак­та. Нап­ри­мер, ког­да сни­жа­ет­ся це­на конт­рак­та или пос­тав­ля­емо­го то­ва­ра, из­ме­ня­ет­ся ко­ли­чест­во пос­тав­ля­емых то­ва­ров, ра­бот и ус­луг или ус­ло­вия конт­рак­та, а так­же в слу­чае умень­ше­ния ра­нее до­ве­ден­ных ли­ми­тов бюд­жет­ных обя­за­тель­ств го­су­дарс­твен­но­го или му­ни­ци­паль­но­го за­каз­чи­ка как по­лу­ча­те­ля бюд­жет­ных средств. Так­же 44 За­кон пре­дус­мат­ри­ва­ет воз­мож­ность од­нос­то­рон­не­го рас­тор­же­ния конт­рак­та. И это глав­ная но­ва­ция конт­ракт­ной сис­те­мы. При­чем, ин­фор­ма­ция о пос­тав­щи­ке, с ко­то­рым конт­ракт был рас­торг­нут в од­нос­то­рон­нем по­ряд­ке, вклю­ча­ет­ся в ре­естр не­доб­ро­со­вест­ных пос­тав­щи­ков.

«За­кон пре­дус­мат­ри­ва­ет, что од­нос­то­рон­ний от­каз от ис­пол­не­ния конт­рак­та осу­щест­вля­ет­ся в со­от­ветс­твии с граж­данс­ким за­ко­но­да­тель­ством. Од­на­ко Граж­данс­ким ко­дек­сом пре­дус­мат­ри­ва­ет­ся воз­мож­ность та­ко­го от­ка­за за­каз­чи­ка не толь­ко в слу­ча­ях, ког­да дру­гой сто­ро­ной су­щест­вен­но на­ру­ша­ют­ся ус­ло­вия конт­рак­та, но и во­об­ще и без ос­но­ва­ний, - за­явил Дмит­рий ИЛЮШИН, экс­перт в об­лас­ти пуб­лич­но­го пра­ва Цент­ра ре­ги­ональ­ных прог­рамм со­вер­шенс­тво­ва­ния го­су­дарс­твен­но­го и му­ни­ци­паль­но­го уп­рав­ле­ния ИГ­МУ НИУ ВШЭ, - Сог­лас­но стать­ям 717 и 782 ГК РФ, за­каз­чик мо­жет в од­нос­то­рон­нем по­ряд­ке рас­торг­нуть конт­ракт под­ря­да или ока­за­ния ус­луг в лю­бое вре­мя без ка­ких-ли­бо при­чин».

Кро­ме то­го, за­ко­ном о гос­за­куп­ках фак­ти­чес­ки от­ме­ня­ет­ся обя­зан­ность за­каз­чи­ка ком­пен­си­ро­вать под­ряд­чи­ку убыт­ки, выз­ван­ные не­обос­но­ван­ным од­нос­то­рон­ним от­ка­зом за­каз­чи­ка от ис­пол­не­ния конт­рак­та. Все это, по мне­нию экс­пер­та, мо­жет поз­во­лить не­доб­ро­со­вест­ным за­каз­чи­кам зло­упот­реб­лять сво­им пра­вом и ока­зы­вать дав­ле­ние на конт­ра­ген­тов.

При этом ИЛЮШИН от­ме­тил не­ко­то­рые осо­бен­нос­ти вклю­че­ния пос­тав­щик (под­ряд­чи­ка, ис­пол­ни­те­ля) в ре­естр не­доб­ро­со­вест­ных пос­тав­щи­ков в свя­зи с од­нос­то­рон­ним от­ка­зом за­каз­чи­ка от ис­пол­не­ния конт­рак­та. Хо­тя по­ло­же­ния 95 статьи за­ко­на пре­дус­мат­ри­ва­ют, что в ре­естр вно­сят­ся все та­кие пос­тав­щи­ки, нор­ма спе­ци­аль­ной статьи 104 за­ко­на ого­ва­ри­ва­ет, что вклю­че­нию в ре­естр не­доб­ро­со­вест­ных пос­тав­щи­ков под­ле­жат толь­ко те ли­ца, конт­ракт с ко­то­ры­ми в од­нос­то­рон­нем по­ряд­ке был рас­торг­нут в свя­зи с су­щест­вен­ным на­ру­ше­ни­ем его ус­ло­вий.

Бур­ная дис­кус­сия раз­вер­ну­лась от­но­си­тель­но ус­ло­вий рас­тор­же­ния конт­рак­та, в част­нос­ти вок­руг вве­де­ния обя­за­тель­ной экс­пер­ти­зы то­ва­ра при рас­тор­же­нии конт­рак­та за не­над­ле­жа­щее ка­чест­во.

«Имен­но экс­пер­ты, об­ла­да­ющие спе­ци­аль­ны­ми зна­ни­ями, долж­ны оце­ни­вать ка­чест­вен­ные ха­рак­те­рис­ти­ки то­го или ино­го то­ва­ра и долж­ны про­во­дить оцен­ку не­об­хо­ди­мос­ти рас­тор­же­ния конт­рак­та, ес­ли от­каз свя­зан с «ка­чест­вен­ны­ми» ха­рак­те­рис­ти­ка­ми, - за­ме­тил Олег СИВАКОВ, за­мес­ти­тель ди­рек­то­ра Де­пар­та­мен­та эко­но­ми­чес­кой бе­зо­пас­нос­ти предп­ри­ни­ма­тель­ства Тор­го­во-про­мыш­лен­ной па­ла­ты РФ, -Экс­пер­ти­за тре­бу­ет оп­ре­де­лен­ных зна­ний в каж­дой от­рас­ли. И от­да­вать экс­пер­ти­зу чи­нов­ни­ку, ко­то­рый не вла­де­ет эти­ми зна­ни­ями – пря­мой путь к кор­руп­ции. Так­же не­об­хо­ди­мо ус­та­но­вить обя­за­тель­ность про­ве­де­ния экс­пер­ти­зы при рас­тор­же­нии конт­рак­та по та­ко­му ос­но­ва­нию как «не­воз­мож­ность ис­пол­не­ния», так как это оце­ноч­ная ка­те­го­рия. В пер­вых ре­дак­ци­ях конт­ракт­ной сис­те­мы, ко­то­рые бы­ли сог­ла­со­ва­ны ТПП, та­кое по­ло­же­ние бы­ло».

«Но­вая нор­ма за­ко­на да­ет за­каз­чи­кам инс­тру­мент шан­та­жа не­удоб­но­го ис­пол­ни­те­ля, - за­ме­тил Илия ДИМИТРОВ, ис­пол­ни­тель­ный ди­рек­тор НКО "Ас­со­ци­ация Элект­рон­ных Тор­го­вых Пло­ща­док", - В зо­не рис­ка ока­жут­ся ма­лые предп­ри­ятия, ко­ли­чест­во ко­то­рых у нас в пос­лед­нее вре­мя итак сок­ра­ща­ет­ся».

На что Анд­рей БУЛАВИНЦЕВ, на­чаль­ник от­де­ла раз­ме­ще­ния за­ка­зов в сфе­ре обес­пе­че­ния транс­порт­ной инф­раст­рук­ту­ры Го­су­дарс­твен­но­го ко­ми­те­та Рес­пуб­ли­ки Баш­кор­тос­тан по раз­ме­ще­нию го­су­дарс­твен­ных за­ка­зов, пред­ло­жил пре­дус­мот­реть ме­ха­низ­мы ад­ми­нист­ра­тив­ной от­ветс­твен­нос­ти для са­мих за­каз­чи­ков при не­доб­ро­со­вест­ном рас­тор­же­нии конт­рак­та

На­деж­да ЩЕПЕТКОВА, со­вет­ник Де­пар­та­мен­та пра­во­вой и кор­по­ра­тив­ной ра­бо­ты Гос­кор­по­ра­ции «Ро­са­том», об­ра­ти­ла вни­ма­ние на тот факт, что при раз­ра­бот­ке ти­по­вых форм го­су­дарс­твен­ных конт­рак­тов они столк­ну­лись с проб­ле­мой од­нос­то­рон­не­го от­ка­за при пос­тав­ке то­ва­ров для го­су­дарс­твен­ных нужд.

«На наш взгляд, здесь су­щест­ву­ет кол­ли­зия, пос­коль­ку 44-ФЗ, так­же как и 94-ФЗ нас от­сы­ла­ет к граж­данс­ко­му за­ко­но­да­тель­ству, а Граж­данс­кий ко­декс РФ ука­зы­ва­ет, на то, что од­нос­то­рон­ний от­каз неп­ри­ме­ним для пос­тав­ки то­ва­ров, ра­бот и ус­луг для гос­нужд», - зак­лю­чи­ла На­деж­да ЩЕПЕТКОВА.

Сер­гей ДАШКОВ, ди­рек­тор груп­пы «Энер­го­сер­вис» пред­ло­жил скор­рек­ти­ро­вать нор­мы об ог­ра­ни­че­нии за­ме­ны пос­тав­щи­ка по конт­рак­ту и бо­лее вни­ма­тель­но от­нес­тись к оце­ноч­но­му по­ня­тию «со­раз­мер­ность» при сни­же­нии це­ны. Так­же Сер­гей ДАШКОВ от­ме­тил, что за­ко­но­да­тель­ство со­дер­жит не впол­не чет­кие фор­му­ли­ров­ки от­но­си­тель­но сни­же­ния це­ны конт­рак­та при его зак­лю­че­нии при до­за­куп­ке пос­ле дос­роч­но­го рас­тор­же­ния.

В рам­ках дис­кус­сии бы­ли под­ня­ты воп­ро­сы: Что та­кое нор­маль­ная экс­пер­ти­за то­ва­ра при рас­тор­же­нии конт­рак­та за не­над­ле­жа­щее ка­чест­во? Где най­ти нор­маль­ных экс­пер­тов? Ка­ко­ва Це­на экс­пер­ти­зы и как она бу­дет за­ло­же­на в бюд­жет?

По сло­вам Ве­ры ДЬЯЧОК, на­чаль­ни­ка уп­рав­ле­ния му­ни­ци­паль­но­го за­ка­за го­ро­да Тве­ри, что­бы про­цесс рас­тор­же­ния конт­рак­та в од­нос­то­рон­нем по­ряд­ке был проз­рач­ным, и под­ряд­чик чет­ко по­ни­мал, где он неп­рав, нуж­но ввес­ти до­ку­мен­ты по при­ем­ке то­ва­ра, по оцен­ке ка­чест­ва и экс­пер­ти­зе то­ва­ра.

«Не бу­дет кор­руп­ции, ес­ли бу­дет про­ве­де­на нор­маль­ная экс­пер­ти­за то­ва­ра. А го­во­рить о рас­тор­же­нии конт­рак­та в од­нос­то­рон­нем по­ряд­ке мож­но толь­ко в слу­чае, ког­да бу­дет чет­ко про­пи­са­на но­вая инс­трук­ция о при­ем­ке то­ва­ров. Ведь су­щест­ву­ющая инс­трук­ция бы­ла ак­ту­аль­но еще в 60-х го­дах», - конс­та­ти­ро­ва­ла Ве­ра ДЬЯЧОК.

«Проб­ле­ма не в от­сутс­твии но­вой инс­трук­ции, а в то­таль­ном неп­ри­ме­не­нии су­щест­ву­ющей инс­трук­ции при­ем­ки про­дук­ции», - па­ри­ро­вал Сер­гей ЯНСОН, ди­рек­тор по за­куп­кам ОАО "Рус­Гид­ро", - расс­ка­зав об опы­те Рус­Гид­ро в раз­ра­бот­ке рег­ла­мен­тов экс­пер­ти­зы то­ва­ров на ба­зе су­щест­ву­ющей инс­трук­ции.

Ана­то­лий ШАШКИН, юрист Рос­Пил поп­ро­сил разъ­яс­нить, как сло­жит­ся си­ту­ация с ад­ми­нист­ра­тив­ным по­ряд­ком об­жа­ло­ва­ния в слу­чае не­сог­ла­сия с од­нос­то­рон­ним рас­тор­же­ни­ем конт­рак­та.

Участ­ни­ки дис­кус­сии сог­ла­си­лись, что нор­мы за­ко­на о рас­тор­же­нии конт­рак­та в од­нос­то­рон­нем по­ряд­ке и пос­ле­ду­ющем вклю­че­нии пос­тав­щи­ка в Ре­естр не­доб­ро­со­вест­ных пос­тав­щи­ков неп­роз­рач­ны и пре­дос­тав­ля­ют за­каз­чи­кам но­вые и весь­ма ощу­ти­мые инс­тру­мен­ты дав­ле­ния на не­угод­но­го пос­тав­щи­ка, а это ве­дет к рос­ту кор­руп­ции.

Бы­ли выд­ви­ну­ты пред­ло­же­ния по фик­са­ции в за­ко­не ис­чер­пы­ва­юще­го пе­реч­ня «объ­ек­тив­ных» ос­но­ва­ний рас­тор­же­ния конт­рак­та, вве­де­ния обя­за­тель­нос­ти про­ве­де­ния экс­пер­ти­зы, ес­ли от­каз свя­зан с «ка­чест­вен­ны­ми» ос­но­ва­ни­ями, и вве­де­ния про­це­ду­ры вне­су­деб­но­го об­жа­ло­ва­ния ре­ше­ния за­каз­чи­ка об од­нос­то­рон­нем от­ка­зе за­каз­чи­ка от ис­пол­не­ния конт­рак­та.

Источник: Цент­р ре­ги­ональ­ных прог­рамм со­вер­шенс­тво­ва­ния го­су­дарс­твен­но­го и му­ни­ци­паль­но­го уп­рав­ле­ния ИГ­МУ НИУ ВШЭ