• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

For a more active and broader discussion of laws at the stage of their preparation

On 24 May the St Petersburg Chamber of Commerce and Industry hosted the conference Prospects for the introduction and further development of a procedure for assessing regulatory impact in constituent entities of the Northwest Federal District of the Russian Federation.
As part of this event, Director of the Regulatory Impact Assessment Centre of the Institute of Public and Municipal Management of the NRY HSE Daniil TSYGANKOV presented a report and gave an interview to the Dialog agency.

По мнению участников, на сегодняшний день отдельные элементы ОРВ функционируют в регионах Северо-Запада, но не имеют системного характера. При этом актуальность повсеместного внедрения подобного инструментария определяется реальной необходимостью повышения качества государственного регулирования на региональном уровне с целью снижения необоснованных издержек бизнеса, связанных с принятием правовых актов, обеспечения большей прозрачности и результативности процесса государственного управления и точного достижения целей вводимого регулирования.

«Сейчас мы вынуждены констатировать, что в ряде случаев есть избыточное регулирование и административные барьеры, препятствующие свободе торговли и инвестиций, открытости рынка, развитию конкуренции. В регионах Северо-Запада мы наблюдаем лишь эпизодическое проведение процедуры публичных консультаций со всеми заинтересованными сторонами и подготовкой заключений ОРВ по незначительному числу проблем и нормативных актов, оказывающих существенное влияние на бизнес. Все это не просто волнует предпринимательское сообщество, но и существенно снижает эффективность принимаемых на уровне субъектов решений, - считает эксперт Северо-западного отделения «GR-Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти» Игорь СОПОВ.

Участники конференции подчеркнули, что в настоящее время и на федеральном, и на региональном уровне власти достигнуто понимание необходимости развития института ОРВ, как части работы по повышению инвестиционной привлекательности экономики страны в целом и регионов в частности, повышению доверия к принимаемым государственным решениям.

По мнению экспертов, первый опыт применения Оценки регулирующего воздействия проектов нормативных актов в субъектах РФ показал, что ее использование может привести к существенному сокращению издержек предпринимательства и бюджетов всех уровней на исполнение избыточных требований и осуществление контроля за их соблюдением.

Директор центра ОРВ Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ Даниил ЦЫГАНКОВ полагает, что уже существующая степень внедрения ОРВ в России свидетельствует о главном – осознании важности и необходимости такого инструмента в нашей стране, а также готовность предпринимателей включаться в работу над порой сложными нормативно-правовыми актами.

«Сейчас ОРВ на регулярной или пилотной основе внедрено лишь в 5-6 субъектах, в том числе и в СЗФО РФ – в Вологодской области и Республике Коми. Десятки регионов изъявили желание внедрить институт экспертиз на предмет определения последствий при принятии законов, постановлений и приказов. Тем более, что в 2012 году из средств программы административной реформы Минэкономразвития РФ планирует субсидировать такую активность. Уверен, что в тех регионах, где стремления и власти, и бизнеса совпадут – ОРВ будет развиваться гораздо динамичнее», - отметил он.

Между тем, Даниил ЦЫГАНКОВ уверен, что стратегической ошибкой является то, что в России не создается база для монетизированных оценок нормативных правовых актов, в то время как без количественных данных заключения об ОРВ менее «доказательны».

«С этим нужно что-то делать, иначе появится риск превращения заключений ОРВ в «болтологические» тексты, которые не будут иметь решающей силы в момент принятия решений. Другая проблема в том, что обучение госслужащих в области ОРВ так и осталось фрагментарным. Два года прошли с редкими всплесками энтузиазма, и только сейчас Минэкономразвития приступил к планированию обучения на осень 2012 года», - сказал он.

В своем докладе Даниил ЦЫГАНКОВ упомянул, что в ходе проведения ОРВ сначала необходимо изучить все возможные задачи, проблемы, издержки и риски участников регулирования.

«Важно рассмотреть альтернативные возможности и учесть, как регулирование будет воздействовать на адресатов норм – представителей не только бизнеса, но и госорганов, а также рядовых граждан. Также необходимо определить каким образом и в какие сроки будет вводиться тот или иной нормативный акт, чтобы не менять правила игры госорганов и бизнеса», - подчеркнул эксперт.

Даниил ЦЫГАНКОВ утверждает, что ОРВ наиболее успешно внедрялось в странах с так называемым «общим правом» (США, Великобритания, Австралия), в которых юристы более ориентированы на практику и понимают, что нормы можно менять, экспериментировать с ними.

«Важна и традиция государственного управления этих стран, заключающаяся в том, что отраслевая политика может иметь альтернативы. А в постсоветских странах сама мысль о том, что может быть альтернатива тому, что разработано в президентской администрации, вызывает шок. И самое важное - ОРВ в одиночку не вытянет, нужно предпринять ряд шагов по улучшению юридической техники, построению интернет-панелей, стимулированию взаимодействия правительства, парламента, бизнеса, экспертов, групп граждан. У нас уже много инструментов отправлены на кладбище административных реформ: БОР, антикоррупционная экспертиза… Сейчас России требуется единая стратегия регуляторной реформы. В России эти идеи пока «размазаны» по нескольким программным и экспертным документам», - подчеркнул Даниил ЦЫГАНКОВ.

По словам эксперта, весь процесс ОРВ необходимо сделать максимально публичным, чтобы адресаты регулирования имели возможность высказать свои замечания и пожелания, начиная с этапа проектирования акта.

«Важно, чтобы не было так, что неожиданно у вас на пороге появляется инспектор и заявляет, ваш холодильник зеленого цвета, а должен быть красного, поскольку в зеленом продукты скоро протухнут. Я, конечно, утрирую, но те, кто работает в сфере бизнеса, понимают, что зачастую так и происходит», - проиллюстрировал ситуацию Даниил ЦЫГАНКОВ.

В то же время председатель комитета по техническому регулированию и стандартизации Петербургской торгово-промышленной палаты Сергей ТИХОМИРОВ отмечает, что активность бизнес-структур в нашей стране недостаточна.

«Необходимо привлекать к обсуждению ОРВ торгово-промышленные компании, тогда дело пойдет на лад», - уверен эксперт.

По мнению большинства экспертов, региональные организации, защищающие интересы бизнеса, должны на регулярной основе проводить совещания, круглые столы и иные мероприятия, направленные на разъяснение ключевых вопросов проведения оценки регулирующего воздействия и привлечение общественного внимания к вопросу необходимости внедрения этого общественного института не только в СЗФО, но и по всей России.

Источник: dp.ru

Интервью агентству "Диалог"