• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

За более активное и широкое обсуждение законов на стадии их подготовки

В работе конференции, прошедшей 24 мая в Санкт-Петербургской Торгово-Промышленной палате приняли участие представители Минэкономразвития РФ, полпредства президента РФ в СЗФО, правительств Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также признанные эксперты в области регуляторных политик.

По мнению участников, на сегодняшний день отдельные элементы ОРВ функционируют в регионах Северо-Запада, но не имеют системного характера. При этом актуальность повсеместного внедрения подобного инструментария определяется реальной необходимостью повышения качества государственного регулирования на региональном уровне с целью снижения необоснованных издержек бизнеса, связанных с принятием правовых актов, обеспечения большей прозрачности и результативности процесса государственного управления и точного достижения целей вводимого регулирования.

«Сейчас мы вынуждены констатировать, что в ряде случаев есть избыточное регулирование и административные барьеры, препятствующие свободе торговли и инвестиций, открытости рынка, развитию конкуренции. В регионах Северо-Запада мы наблюдаем лишь эпизодическое проведение процедуры публичных консультаций со всеми заинтересованными сторонами и подготовкой заключений ОРВ по незначительному числу проблем и нормативных актов, оказывающих существенное влияние на бизнес. Все это не просто волнует предпринимательское сообщество, но и существенно снижает эффективность принимаемых на уровне субъектов решений, - считает эксперт Северо-западного отделения «GR-Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти» Игорь СОПОВ.

Участники конференции подчеркнули, что в настоящее время и на федеральном, и на региональном уровне власти достигнуто понимание необходимости развития института ОРВ, как части работы по повышению инвестиционной привлекательности экономики страны в целом и регионов в частности, повышению доверия к принимаемым государственным решениям.

По мнению экспертов, первый опыт применения Оценки регулирующего воздействия проектов нормативных актов в субъектах РФ показал, что ее использование может привести к существенному сокращению издержек предпринимательства и бюджетов всех уровней на исполнение избыточных требований и осуществление контроля за их соблюдением.

Директор центра ОРВ Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ Даниил ЦЫГАНКОВ полагает, что уже существующая степень внедрения ОРВ в России свидетельствует о главном – осознании важности и необходимости такого инструмента в нашей стране, а также готовность предпринимателей включаться в работу над порой сложными нормативно-правовыми актами.

«Сейчас ОРВ на регулярной или пилотной основе внедрено лишь в 5-6 субъектах, в том числе и в СЗФО РФ – в Вологодской области и Республике Коми. Десятки регионов изъявили желание внедрить институт экспертиз на предмет определения последствий при принятии законов, постановлений и приказов. Тем более, что в 2012 году из средств программы административной реформы Минэкономразвития РФ планирует субсидировать такую активность. Уверен, что в тех регионах, где стремления и власти, и бизнеса совпадут – ОРВ будет развиваться гораздо динамичнее», - отметил он.

Между тем, Даниил ЦЫГАНКОВ уверен, что стратегической ошибкой является то, что в России не создается база для монетизированных оценок нормативных правовых актов, в то время как без количественных данных заключения об ОРВ менее «доказательны».

«С этим нужно что-то делать, иначе появится риск превращения заключений ОРВ в «болтологические» тексты, которые не будут иметь решающей силы в момент принятия решений. Другая проблема в том, что обучение госслужащих в области ОРВ так и осталось фрагментарным. Два года прошли с редкими всплесками энтузиазма, и только сейчас Минэкономразвития приступил к планированию обучения на осень 2012 года», - сказал он.

В своем докладе Даниил ЦЫГАНКОВ упомянул, что в ходе проведения ОРВ сначала необходимо изучить все возможные задачи, проблемы, издержки и риски участников регулирования.

«Важно рассмотреть альтернативные возможности и учесть, как регулирование будет воздействовать на адресатов норм – представителей не только бизнеса, но и госорганов, а также рядовых граждан. Также необходимо определить каким образом и в какие сроки будет вводиться тот или иной нормативный акт, чтобы не менять правила игры госорганов и бизнеса», - подчеркнул эксперт.

Даниил ЦЫГАНКОВ утверждает, что ОРВ наиболее успешно внедрялось в странах с так называемым «общим правом» (США, Великобритания, Австралия), в которых юристы более ориентированы на практику и понимают, что нормы можно менять, экспериментировать с ними.

«Важна и традиция государственного управления этих стран, заключающаяся в том, что отраслевая политика может иметь альтернативы. А в постсоветских странах сама мысль о том, что может быть альтернатива тому, что разработано в президентской администрации, вызывает шок. И самое важное - ОРВ в одиночку не вытянет, нужно предпринять ряд шагов по улучшению юридической техники, построению интернет-панелей, стимулированию взаимодействия правительства, парламента, бизнеса, экспертов, групп граждан. У нас уже много инструментов отправлены на кладбище административных реформ: БОР, антикоррупционная экспертиза… Сейчас России требуется единая стратегия регуляторной реформы. В России эти идеи пока «размазаны» по нескольким программным и экспертным документам», - подчеркнул Даниил ЦЫГАНКОВ.

По словам эксперта, весь процесс ОРВ необходимо сделать максимально публичным, чтобы адресаты регулирования имели возможность высказать свои замечания и пожелания, начиная с этапа проектирования акта.

«Важно, чтобы не было так, что неожиданно у вас на пороге появляется инспектор и заявляет, ваш холодильник зеленого цвета, а должен быть красного, поскольку в зеленом продукты скоро протухнут. Я, конечно, утрирую, но те, кто работает в сфере бизнеса, понимают, что зачастую так и происходит», - проиллюстрировал ситуацию Даниил ЦЫГАНКОВ.

В то же время председатель комитета по техническому регулированию и стандартизации Петербургской торгово-промышленной палаты Сергей ТИХОМИРОВ отмечает, что активность бизнес-структур в нашей стране недостаточна.

«Необходимо привлекать к обсуждению ОРВ торгово-промышленные компании, тогда дело пойдет на лад», - уверен эксперт.

По мнению большинства экспертов, региональные организации, защищающие интересы бизнеса, должны на регулярной основе проводить совещания, круглые столы и иные мероприятия, направленные на разъяснение ключевых вопросов проведения оценки регулирующего воздействия и привлечение общественного внимания к вопросу необходимости внедрения этого общественного института не только в СЗФО, но и по всей России.

Источник: dp.ru

Интервью агентству "Диалог"