• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Book
Regulatory policy in Russia: key trends and architecture of the future

Golodnikova A., Yefremov A., Sobol D. et al.

M.: Center for Strategic Research, 2018.

Article
Regulatory Policy in Russia—Smart Suggestions, But Poor Implementation

Tsygankov D. B.

Russian Analytical Digest. 2018. No. 227. P. 2-5.

Book chapter
Performance-Based Budgeting in Russia

Klimenko A.

In bk.: Performance-Based Budgeting in the Public Sector. Palgrave Macmillan, 2019. P. 161-176.

Working paper
Strategic Planning in the Russian Federal Government: Implementation, Costs, and Conditions of Effectiveness

Klimenko A., Kalgin A.

Public and Social Policy. WP BRP Series. НИУ ВШЭ, 2018. No. 17/PSP/2018.

How to provide “New Moscow” with highly qualified work places

With the joining of new territories to Moscow (“New Moscow”), adjustments are needed to the general plan for development of the capital until 2025. On 5 November, HSE hosted the second workshop in the cycle of “New Moscow in the context of agglomeration: priorities and prospects of development”, which involved the participation of experts from the State Unitary Enterprise – Research and Project Institute for the General Plan of the City of Moscow. 

Семинар был организован Институтом региональных исследований и городского планирования и Институтом государственного и муниципального управления ВШЭ совместно с ГУП «НИиПи Генплана Москвы» и был посвящен вопросам развития рынка труда, в том числе создания новых высококвалифицированных рабочих мест, как в старой, так и в новой Москве. В этой, второй, встрече цикла (первая состоялась в ВШЭ в мае) приняли участие представители Департамента экономической политики и развития Москвы, представители Департамента труда и занятости населения Москвы, Комитета по труду и занятости населения Московской области, эксперты Высшей школы экономики.

Как отметила директор ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы» Карима НИГМАТУЛИНА, для реализации принципа полицентрического развития столицы на новой территории намечены 12 «приоритетных точек роста», которые помогут избежать центростремительных транспортных потоков, характерных для «старой» Москвы. В частности, это многофункциональный административно-деловой кластер вблизи поселка Коммунарка, который содержит также образовательный и медицинский кластеры; аэрокластер «Внуково»; многофункциональный кластер «Мосрентген» (торговля, гостиницы, офисы, производство) и другие.

Территория «Новой Москвы» должна вместить миллион рабочих мест, считает Карима НИГМАТУЛИНА. Но какими должны быть эти рабочие места? Кто их займет? На взгляд участвовавших в семинаре демографов, в условиях, когда коренное население Москвы и регионов России сокращается и такая же ситуация наблюдается на Украине и в Белоруссии, новые рабочие места Москвы будут заполняться мигрантами из дальних регионов СНГ.

О миграционных и демографических процессах в Москве и московской области рассказал Никита МКРТЧЯН, доцент кафедры демографии ВШЭ. «В Москве миграция вносит серьезный вклад в общее число рождений (20% рождений дают мигранты). Естественный прирост собственно московского населения минимален, так как в среднем москвички рожают только одного ребенка, в лучшем случае», — отметил эксперт. 

Зинаида РЫЖИКОВА, директор Центра статистики труда и заработной платы ВШЭ, представила динамику и структуру потоков рабочей силы, приезжающей на работу в Москву из других регионов России. С 2009 года общие потоки трудовой миграции в Москву существенно увеличились, 41% составляют мигранты, приехавшие из Московской области, второе место занимает здесь Тульская область. В общем объеме миграционного потока регионы России занимают 30%. «"Новой Москве" необходимо привлечь рабочих из Московской области, в том числе для того, чтобы разгрузить транспортную систему «старой» Москвы», — считает Зинаида РЫЖИКОВА.

Для привлечения на новые территории столицы высококвалифицированных кадров, по мнению заместителя директора Института государственного и муниципального управления ВШЭ Владимира КОРОЛЕВА, следует создать особую систему стимулирования — облегчить доступ бизнеса к кредитным ресурсам, ввести специальные налоговые стимулы. А Ярослав КУЗЬМИНОВ, ректор ВШЭ, считает, что для сбалансированного развития социально-экономической ситуации, в том числе на территории «Новой Москвы», следует четче обеспечивать взаимосвязь между деятельностью учебных заведений и потребностями рынка труда. Ректор отметил, что недооцененным резервом для рынка высококвалифицированного труда являются активные пенсионеры и учащаяся молодежь. Александра МОСКОВСКАЯ, директор Центра социального предпринимательства и социальных инноваций ВШЭ, также считает важным ресурсом столицы молодежь и старшее поколение, которому вполне по силам работать на условиях гибкой занятости в качестве наставников и консультантов. «Изменить ситуацию можно за счет развития малого бизнеса», — отметила она.

На семинаре выступили и другие эксперты. В частности, Александр САВина в создании системы высококвалифицированных рабочих мест. С докладом «Развитие мест приложения труда в отраслях социальной, административной, общественно-деловой инфраструктуры на территории Троицкого и Новомосковского административного округа» выступила Юлия СТРАШНОВА, руководитель научно-проектного объединения «Социальная инфраструктура» ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы». Наталья ЧЕРНЫШОВА, старший научный сотрудник отдела стратегических исслЧЕНКО, заместитель директора по социально-экономическим вопросам ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы», рассказал об опыте Берледований, прогнозирования и технико-экономических обоснований ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы» представила доклад «Механизмы стимулирования и реорганизации территорий и создания рабочих мест».