• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Monitoring public services for business (federal and regional levels)

On 14 March a press conference was held at Interfax, involving Russia's Deputy Minister for Economic Development Oleg FOMICHEV, head of the Russian Federal Antimonopoly Service Igor ARTEMIEV and Vice Rector of NRU HSE Andrey KLIMENKO. The press conference discussed the monitoring of measures, implemented to improve how access to public services for business is both maintained and expanded, key problems concerning the mutual relations of business and government in this field and how these problems are resolved.

Цель мониторинга, проведенного НИУ ВШЭ по заказу Минэкономразвития в 2011 году, состояла в выявлении проблем, оценке полных временных и материальных издержек предпринимателей, возникающих в связи с их обращениями в органы власти для получения необходимых для ведения бизнеса государственных услуг. На основе полученных оценок и проведенного анализа по каждой исследованной услуге были подготовлены предложения по улучшению практики ее предоставления.

В рамках мониторинга проводились глубинные интервью, контрольные закупки (там где это было возможно), наблюдения в точках предоставления услуг. Для оценки динамики изменения отдельных характеристик обслуживания использовались соцопросы. Для обеспечения сопоставимости результатов в качестве объекта наблюдения были выбраны наиболее массовые (типовые) траектории получения услуг.

Данный мониторинг – это диагностика того, как реально выглядят услуги в глазах получателей на ноябрь 2011 года. Поскольку работа по реинженирингу услуг ведется непрерывно, то некоторые ведомства вполне справедливо могут сказать, что в настоящее время ситуация уже улучшилась. Однако для большинства случаев мониторинг не только ставит диагноз, но и указывает актуальные методы «лечения» проблемных ситуаций.

Среди услуг для бизнеса исследовались как массовые, получаемые предприятиями вне зависимости от отраслевой принадлежности (например, регистрация юридического лица, регистрация декларации пожарной безопасности, аттестация рабочих мест, регистрация товарного знака и др.), так и специальные (например, лицензирование пассажирских перевозок, регистрация опасных производственных объектов, согласование санитарно-защитной зоны предприятия).

Проведенный анализ выявил проблемы, общие для большинства рассмотренных услуг. Среди таковых - длительность и неопределенность сроков предоставления услуги, множественность организаций и требований, с которыми приходится иметь дело при получении услуг.

Предприниматели готовы платить разумные деньги за гарантии своевременного получения необходимых документов. Для них, как и для граждан, желательно иметь дело лишь с одной организацией, обеспечивающей взаимодействие с другими органами власти, т.е. реализующей технологию «одного окна». Это особенно важно при получении комплекса услуг, например, при начале предпринимательской деятельности.

Интересно, что в 2011 году по сравнению с 2010 годом практика платежей «в конверте» стала редким исключением. Однако стоимость услуг посреднических организаций, официально осуществляющих подготовку и согласование документов с органами власти, увеличилась.

Всего, по услугам, включенным в исследование, предприятия, относящиеся к типовому объекту наблюдения, должны совершить 3,1 обращения в различные организации. Средняя стоимость получения конечного результата взаимодействия с государством не велика и составляет всего 75 тыс. руб. При этом срок получения результата остается длительным – 127 дней.

В целом по большинству исследованных услуг респонденты отмечают по сравнению с 2010 годом положительную динамику качества взаимодействия с органами власти. При этом негативно оценивалась организация таких услуг, как аттестации рабочих мест по условиям труда, разработка и регистрация декларации пожарной безопасности. Резко негативную оценку получила услуга по государственной регистрации товарного знака, знака обслуживания и выдачи на них свидетельств. Среди услуг регионального уровня негативно оценивается проведение государственной экспертизы проектной документации, а также выдача разрешений на установку рекламных конструкций.

Мониторинг показал, что при получении государственных услуг предпринимателям приходится интенсивно взаимодействовать с организациями, не являющимися органами исполнительной власти. На это у них уходит 45% всего количества обращений за услугой, 94% финансовых расходов (разработка необходимых материалов, посреднические услуги по оформлению документов, неформальными платежами) и 57% времени, затрачиваемого на общение со всеми инстанциями. Это говорит о том, что значительный резерв снижения административных издержек бизнеса заключается в улучшении работы организаций, участвующих в предоставлении государственных услуг. Предлагается усилить контроль за деятельностью таких организаций, развивать конкуренцию или, в случае монопольного положения таких организаций, внедрять системы оценки и стимулирования результативности.

Отмечается значительная региональная дифференциация издержек на получение одной и той же услуги. Например, регистрация юридического лица (в качестве типового случая рассматривалась регистрация ООО) потребует в среднем 7 «походов» в федеральные органы власти и 5 в иные организации. Средняя стоимость услуги составит (без учета уставного капитала) около 7 600 руб., из которых 3 500 руб. придется заплатить иным организациям. Плюс к этому 5200 в среднем уходит посредникам. На все процедуры в среднем затрачивается 19 дней.

Однако, это средние величины. В Татарстане, затраты на регистрацию составят менее 6700 руб., а все процедуры займут 18 дней. В Ленинградской области - 7900 руб. и 20 дней. Нужно отметить, что за прошлый год количество жалоб на процедуру регистрации юридического лица уменьшилось. Примерно на тысячу рублей снизилась средняя стоимость услуги.

Основным направление улучшения предоставления данной услуги является обеспечение установленного в законодательстве принципа «одного окна», что предполагает обеспечение единообразной практики выдачи всего комплекта документов в ФНС, включая документы внебюджетных фондов и Росстата. Такого рода лучшая практика уже реализована в Санкт-Петербурга и Татарстане.

Как уже отмечалось, мониторинг является основой для дальнейшей разработки предложений по упрощению, удешевлению, повышению результативности государственных услуг. Обобщая полученные результаты можно отметить следующие моменты.

Существенно улучшить предоставление услуг поможет введение дифференцированного режима для простых (типовых) и сложных случаев. Типовые услуги должны быть максимально упрощены, а по сложным необходимо организовать консультирование, сопровождение заявки.

По сложным, комплексным услугам целесообразно установить определенные гарантии «невозврата» документов на поздних этапах, когда любые пересогласования для заявителя сопряжены с большими и неоправданными потерями уже вложенных средств. Иными словами, «срок годности» решения, выданного в начале согласования не должен заканчиваться ранее срока, требуемого для завершения всей процедуры получения результатов услуги. Не должно возникать стимулов для «затягивания»решений.

Поскольку практика обращения к посредникам, зачастую, выгодна малым и средним предприятий, то необходимо сделать ее более цивилизованной, введя, например, аккредитациюдеятельности посредников-консультантов и систему их ответственности.

Необходимо радикально повысить прозрачность правил и порядка предоставления услуг, обеспечить доступность всей необходимой для получения услуги информации, однозначно установить требования к оформлению заявок, прежде всего, в тех типовых случаях, по которым наблюдается высокий уровень отказов предпринимателям, пытающимся подать заявку самостоятельно.

Мониторинг снижения административных барьеров для бизнеса - публикация Интерфакс