Cycle of workshops of the study group “Performance Management 2.0”: speech by Olga Molyarenko
On 15 December a workshop of the study group “Performance Management 2.0” was held on the subject: “Establishment of a system for statistics agencies in Russia and unofficial standards in the system of public and municipal management”. Olga Molyarenko, teacher at the Local Government Department of Public and Municipal Management, NRU HSE presented her report to the workshop.
Доклад состоял из двух содержательных блоков. Первый из них посвящен исторической трансформации институционально-организационных форм статистической деятельности, начиная со времени возникновения государственной статистики (датируется 1802 годом). Особое внимание уделено постсоветскому этапу, параллельно проводится анализ роли органов местного самоуправления в формировании официальной статистической информации. 90-ые годы XX века – время «расцвета» института местного самоуправления в России, когда муниципалитеты, в том числе, активно участвовали в формировании официальной статистики. Становление правового поля государственной статистики, оптимизация структуры Росстата (в основном, за счет низовых подразделений) и укрепление вертикали власти (в том числе, путем изымания полномочий с муниципального уровня) привели к ухудшению качества данных в разрезе муниципальных образований. В связи с этим многие муниципалитеты сегодня вынуждены задействовать различные неформальные каналы, чтобы обладать необходимой для осуществления управления информацией.
Во второй части на основе материалов полевых исследований кафедры Местного самоуправления и Фонда поддержки социальных исследований «Хамовники» рассматривается важность неформальных норм для осуществления государственного и муниципального управления территорией. В настоящий момент неформальные процессы в данной системе принято оценивать как дисфункции и относить их к коррупционной деятельности, однако в действительности зачастую только благодаря использованию личных связей удается решать локальные потребности населения. Так, к примеру, выявлено, что социальная ответственность бизнеса в нашей стране – явление практически повсеместное, однако широкой публике о нем не становится известно именно в связи с тем, что оно реализуется в теневой сфере.