ИГМУ выступил соорганизатором российско-французского семинара по электронному правительству
27 сентября 2010 года Институт государственного и муниципального управления ГУ-ВШЭ совместно с Посольством Франции в России и в рамках мероприятий, посвященных году Франции в России и России во Франции прошел семинар «Электронное правительство: взаимодействие частного и государственного секторов».
Государственно-частное партнерство (ГЧП) – это комплексный механизм взаимодействия государства и бизнеса, при котором общими для обеих сотрудничающих сторон являются: прибыль/ответственность за неудачу, риски, ресурсы (человеческий капитал, финансы, оборудование и проч.) Также проекты ГЧП отличаются длительностью и интенсивным взаимодействием между представителями бизнеса и власти.
Представители российских государственных структур, участвовавших в работе семинара, продемонстрировали глубокое понимание междисциплинарного характера дисциплины электронного правительства и многофакторной зависимости успеха его реализации.
М.А. Решетников, директор департамента государственного управления, регионального развития и местного самоуправления Аппарата Правительства РФ, отметил объективную необходимость изменения традиционного бюрократического уклада в сторону восприятия и адаптации технологических инноваций.
А.В. Ермолаев, советник министра связи и массовых коммуникаций РФ предложил комплексный подход к развитию национальной системы э-правительства, предполагающий комплексные изменения в организации управления, нормативно-правовй базе, организации операционного управления и даже в культурно-ценностном компоненте работы бюрократического аппарата.
С.А. Юркевич предложил механизм развития государственных центров компетенции в области электронного правительства, которые помогут распространять лучшие практики проектов э-правительства на всей территории Российской Федерации.
В.А. Самолетов, директор департамента информационных ресурсов Министерства финансов Российской Федерации, ознакомил присутствующих с существующим положением дел в использовании АИС «Финансы» и перспективами ее дальнейшего развития.
Представители французских властей раскрыли текущее положение дел с развитием э-правителтьства, как на национальном, так и на региональном уровнях.
Франсуа-Даниэль Мижон, заместитель министра - руководитель главного управления модернизации государства, Министерство бюджета, финансов и реформы государства Франции, подчеркнул важность увязки административной реформы с проектами э-правительства. Главной целью проведения реформ на основе информационных технологий должно стать существенное сокращение издержек государства. В качестве примеров были приведены: проект «электронный сейф», позволяющий хранить и многократно использовать личные данные и документы граждан в электронном виде, проект «Vitale», позволяющий отслеживать историю болезни гражданина в электронном виде, эффективно возмещая издержки граждан на здравоохранение.
Фредерик Сюминг, советник по вопросам стратегии главного управления модернизации государства, рассказала о работе национального портала э-правительства. Она отметила, что французское правительство предложило стратегию максимальной доступности ресурсов органов власти для граждан. Порталы Правительства должны быть легко узнаваемы, удобны и функциональны с точки зрения французских граждан.
Ален Лелуе, заместитель руководителя программы «КОПЕРНИК», главное управление государственных финансов, министерство бюджета, финансов и реформы государства, представил одноименную информационную систему по взиманию налоговых платежей. Основой успеха проекта стала выигрышная стратегия по отношению ко всем заинтересованным сторонам: гражданам, компаниям, государственным служащим. Программа длилась 10 лет, а ее бюджет превысил 1 млрд. евро. Тем не менее, эффект ее внедрения позволит существенно увеличить собираемость налогов.
Луи-Франсуа ФЛЕРИ - директор «GIP e-Bourgogne» познакомил собравшихся с примером информатизации региона – Бургундии (4 департамента, более 2000 коммун) Система «GIP e-Bourgogne» с 2004 по 2008 г.г. на основе электронного документооборота должна была предоставить предприятиям и органам власти удобную, доступную платформу для предоставления услуг. Система предполагала масштабное объединение государственных и частных ресурсов на всех уровнях. На портале системы выставляются тендеры и ведутся э-консультации, публикуются и обсуждаются все сопутствующие документы (зарегистрировано 17500 компаний).
Жан-Батист И - заместитель начальника отдела государственных закупок, Министерство бюджета, финансов и реформы государства, рассказал о внедрении платформы для портала электронных государственных закупок общим оборотом в 10 млрд. евро в год. Новая платформа системы объединяет закупки для гражданских и военных нужд, а также снабжена возможностью отслеживать обработку контрактов, пользоваться электронно-цифровой подписью.
На семинаре выступили представители ведущих компаний французской ИТ-отрасли. Они, в частности, рассказали о таких решениях, как: платформа доверия (на основе электронно-цифровой подписи), технология перевода документов из бумажного вида в электронный с возможностью распознавания фрагментов текста, система управления контрактами, использование свободного программного обеспечения.
Представители российской ИТ-отрасли также рассказали о проектах и решениях, которыми они занимаются. В частности, Т. Королева из компании SISTEMATICA рассказала о проекте создания универсальной электронной карты гражданина для доступа к электронным государственным услугам.