• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Государственные услуги on-line: опыт Франции

С 28 сентября по 4 октября прошел визит российской межведомственной делегации во Францию, в ходе которого стороны обменялись  опытом решения задач, стоящих перед странами в области создания электронного правительства.

В состав российской делегации входили:

  • заместитель Руководителя Аппарата Правительства РФ, руководитель Рабочей группы по вопросу формирования в РФ электронного правительства ДМИТРИЙ РЫЖКОВ;
  • ректор ГУ-ВШЭ, член Правительственной комиссии по проведению административной реформы ЯРОСЛАВ КУЗЬМИНОВ;
  • заместитель директора Департамента государственного управления, регионального развития и местного самоуправления Правительства РФ КОНСТАНТИН НОСКОВ;
  • проректор ГУ-ВШЭ АНДРЕЙ КЛИМЕНКО;
  • директор Департамента Министерства связи и массовых коммуникаций РФ АРТЕМ ЕРМОЛАЕВ;
  • генеральный директор Центра информационных технологий Республики Татарстан, советник Премьер-министра Республики Татарстан НИКОЛАЙ НИКИФОРОВ.

Российскую делегацию сопровождал атташе по вопросам межведомственного сотрудничества посольства Франции в России АЛЕКСИС НЕРСЕСЯН. Ознакомительная поездка была подготовлена и организована посольством Франции в России.

Россия и Франция ведут интенсивные работы по развитию инфраструктуры и электронных сервисов, формирующих электронное правительство. Встреча специалистов двух стран способствовала выявлению общих проблем и обсуждению возможностей их решения.

К концу года во Франции автоматизируют лишь около десятка государственных электронных услуг. Однако, в отличие от России, здесь уже созданы необходимые учетные системы и базы данных, на их основе функционируют  отдельные сервисы, к примеру, программа «Коперник», основная задача которой — автоматизация налогообложения граждан и предприятий. В период реализации программы (с 2001 по 2009 год) созданы учетная система налогоплательщиков и соответствующая база данных, сервисы для приема безбумажных налоговых деклараций и электронного взаимодействия. На реализацию программы затрачено около 1,5 млрд. евро. В 2004 году в режиме on-line было заполнено и сдано 1,3 миллионов налоговых деклараций физических лиц, а в текущем году — более 9 млн. деклараций (более четверти общего числа налогоплательщиков — физических лиц). Ожидается, что уже в следующем году программа «Коперник» начнет окупаться за счет сокращения бумажного документооборота, численности чиновников, повышения собираемости налогов.

Доступ граждан и организаций к услугам государства развивается, в том числе, через единый портал, навигация по которому организована по легко узнаваемым жизненным ситуациям: свадьба, рождение ребенка, устройство на работу… Путем автоматизированного опроса клиента на портале уточняется его конкретная проблема, заполняются все необходимые формы. Далее автоматически производится запрос информации в других ведомствах. Клиент получает информацию о ходе исполнения его дела, возможных визитах к чиновникам с предварительной записью и прочем. Предусмотрена возможность оплаты государственной услуги on-line.

За два ближайших года во Франции планируется перевести в электронную форму около 80 из примерно пятисот государственных услуг. План перехода формировался с учетом приоритетов граждан и бизнеса, выявленных на основе детальных опросов. По каждой приоритетной услуге создается так называемый «мандат», то есть детальный план перевода ее в электронную форму. В нем описывается текущее состояние услуги и «дорожная карта» ее улучшения, указывается стоимость информатизации. «Мандат» задает формат предоставления услуги в электронном виде, ее качественные параметры.

Развитие электронных государственных услуг требует формирования новых сервисов, позволяющих гражданам эффективно и легко взаимодействовать с государством. Граждане Франции могут, например, создать индивидуальные учетные записи, в которых хранятся электронные аналоги персональных документов, часто запрашиваемые данные, официальные результаты обращений в органы власти.  В таком «электронном сейфе» можно, например, поместить копию паспорта, причем, если это сделать при участии соответствующего государственного органа, то она будет иметь ту же юридическую силу, что и бумажный документ. Через персональный «электронный сейф» гражданин может официально оповещать уполномоченные органы о смене места жительства,  получать записи актов гражданского состояния, отслеживать продвижение обращений к различным службам. Полный доступ к такой персональной базе данных имеет лишь ее владелец, а государственные органы получают информацию с его разрешения. Все взаимодействия фиксируются, чтобы гражданин знал, кто, когда и какими персональными данными пользовался.

Масштабное формирование электронных баз персональных данных и резкий рост электронного обмена документами вызывает естественную озабоченность — технически становится проще осуществлять тотальный контроль над личностью. Для обеспечения личных прав и свобод во Франции была создана Национальная комиссия по информации и свободам; ее представители «прикомандированы» к отдельным ведомствам для надзора над их деятельностью. Национальная комиссия отслеживает форматы электронных документов, информационных запросов, документооборот, процесс формирования и использования баз данных и обладает полномочиями запрещать сбор избыточной информации и нецелевое ее использование. Комиссия контролирует прозрачность и законность сбора данных, запрещает сбор излишней информации и использование ее не по назначению. Граждане могут опротестовать через комиссию неправомерные на их взгляд действия властей в области получения персональных данных.

В настоящее время во Франции, как и в России, число введенных в действие государственных электронных услуг невелико. Однако во Франции уже проведена значительная подготовительная работа, которая позволит в ближайшем будущем резко увеличить количество подобных сервисов. Использование этого опыта поможет ускорить решение проблем, связанных с созданием электронного правительства, и в России.