Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
101000 Москва, улица Мясницкая, дом 11
Приёмная:
+7 (495) 621-64-18;
+7 (495) 772-95-90 *111-74
E-mail: ipag@hse.ru
В статье исследуются вопросы правового регулирования налоговым законодательством Российской Федерации дальнейшей цифровизации налоговых отношений, осуществляемой за счет модернизации цифровых сервисов, созданных с целью обеспечения коммуникаций налогоплательщиков и налоговых органов, в государственную цифровую платформу. Автором доказывается ценность и неизбежность такой трансформации, а также анализируются конкретные меры на этом пути. При этом доказано, что на сегодняшний день сферу налогообложения нельзя назвать полностью платформизированной; функционирование отдельных цифровых сервисов небезупречно и требует как корректировки с точки зрения их функционала, так и дальнейшего развития для обеспечения транзакционности в отношениях публичных и частных субъектов налоговых отношений.
Коллективная монография представляет собой статьи представителей юридической науки на общую тематику о проблемах взаимодействия частного и публичного права в контексте соотношения частных и публичных интересов при реализации правового регулирования в различных сферах жизни общества. Авторы анализируют целесообразность применения публичных и частноправовых методов в зависимости от содержания и отраслевой принадлежности правоотношения, целей правового регулирования, а также правового статуса субъектов. Особую ценность представляет попытка авторов разобраться в значении и перспективах взаимодействия частного и публичного права с позиций как теоретического анализа, так и вопросов правоприменительной практики. Особый интерес представляет попытка изучения рассматриваемого правового явления с позиций различных отраслей права.
Монография адресуется студентам, аспирантам, преподавателям юридических образовательных учреждений, а также практикующим юристам.
Материалы публикуются в точном соответтсвии с файлами-оригиналами, представленными авторами.
Драма уникальной пандемии, небывало острой рецессии и критически важных президентских выборов поставила общество США в 2020 г. перед трудным выбором. В социально-экономическом развитии США в XXI в. произошла серия потрясений, которые оказали огромное влияние на мировое развитие. Страна сохранила положение лидера среди развитых стран по совокупности экономической мощи, инновационному развитию, динамичности подъемов. В последние три десятилетия в США значительно изменился демографический состав населения в пользу граждан азиатского происхождения и испаноязычной группы, которая как по своей численности, так и уровню доходов на семью обогнала афроамериканскую. Общий рост благосостояния не ликвидировал большие диспаритеты по доходам между слоями общества. Статистика налоговых деклараций указывает на неравенство семей как социальное, так и по расовому признаку. По-видимому, оно сыграло значительную роль в 2020 г. и в рецессии, и в пандемии. А в электоральном поведении фактор неравенства виден еще резче.
Приводится описание Автоматизированной информационной системы учета и контроля обращения с твердыми коммунальными отходами, ее базовых моделях и применениях. Дан краткий обзор работ по указанной проблеме.
Обеспечение бесперебойности функционирования платежных систем (ПС) позволяет достичь своевременного исполнения обязательств как оператором ПС и операторами услуг платежной инфраструктуры в части функционирования ПС, так и участниками ПС перед своими контрагентами. В связи с этим постоянно происходит разработка подходов к обеспечению бесперебойности функционирования ПС с учетом требований Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе». Данное исследование содержит комплексную модель обеспечения бесперебойности функционирования ПС, а также рекомендации по управлению непрерывностью функционирования ПС, соответствующие ГОСТ Р ИСО 22301‑2014 «Системы менеджмента непрерывности бизнеса».
В целях предотвращения распространения коронавирусной инфекции (2019-nCoV) российской властью были приняты биополитические решения временного и постоянного характера, введены новые запреты и ограничивающие привычные статусы и права лиц чрезвычайные и антивирусные меры. De jure внедренные противоэпидемические запреты и административно-правовые режимы утвердили новый объем прав и обязательств или иными словами новую субъектность обывателей. De facto принятые чрезвычайные меры и запреты организовали новую медикализированную реальность и новые границы взаимозависимости со значимыми «другими», которые вызвали возмущение, неповиновение и сопротивление юридически компетентных активистов, представителей правозащитных и профессиональных сообществ. В статье мною иллюстрируются принятые властными акторами чрезвычайные запреты и решения, предотвращающие распространение COVID-19, и реакция активистов (малых) правозащитных групп, выступающих в защиту неопределенного круга граждан, пациентов и работников здравоохранения. В работе я раскрываю правозащитный дискурс и контроверзы, способы и (правовые) механизмы сопротивления новой субъектности и новой медикализированной реальности, а также биополитическим решениям, предотвращающим распространение COVID-19 с помощью штрафов, цифрового контроля и цифровых разрешений.
Предмет. Предметом исследования является механизм влияния волатильности денежных потоков на устойчивость экономического развития. В исследовании эмпирически подтверждается влияние волатильности денежных потоков на примере страховых компаний. Волатильность денежного потока выступает индикатором изменчивости денежного потока и является стандартной характеристикой в экономике. Однако в определенные моменты времени волатильность денежных потоков может усиливаться, оказывая существенное негативное воздействие на устойчивость развития отдельных экономических субъектов. Представляется целесообразным определить механизм влияния волатильности денежных потоков на устойчивость экономики, а также определить типы волатильности денежных потоков, оказывающих наибольшее влияние на устойчивость. Цель. Исследование направлено на выявление основных типов движения денежных потоков, формирующихся под воздействием индивидуальных решений экономических субъектов. Методология. В исследовании выделяется три основных типа движения денежных потоков: ламинарный, переходный и турбулентный. Предложенный подход позволяет статистически определить тип волатильности денежного потока. Предлагается подход по определению критического уровня влияния волатильности на устойчивость функционирования экономических субъектов. Результаты. Доказано, что смена типов движения денежных потоков происходит под воздействием неопределенности, не позволяющей экономическим субъектам сформировать свои ожидания с учетом реальной ситуации в экономике. Именно волатильность денежного потока оказывает воздействие на решения экономических субъектов, которые еще не успели оценить экономическую ситуацию, благодаря чему они совершают поспешные действия. Установлено, что на процесс смены типов движения денежных потоков оказывают влияние институциональные характеристики, такие как уровень развития платежной инфраструктуры, объем доступных средств, административные требования и т. д. Выводы. Мониторинг изменения типов движения денежных потоков должен рассматриваться как инструмент оценки кризисных явлений в экономике. Результаты исследования применимы в деятельности Банка России, который должен прогнозировать возникновение турбулентного типа движения денежного потока. Дальнейшие исследования в данной области должны быть направлены на эмпирическое выявление факторов, влияющих на смену типов движения денежных потоков.
В статье выдвигается концепция существования поведенческих циклов в экономике. Актуальность настоящего исследования вызвана необходимостью разработки государственной экономической политики, учитывающей динамику различных экономических циклов. Поведенческий цикл является отражением реакции людей на состояние экономики, принимающих в расчет накопившиеся дисбалансы в экономике, а также сложившийся информационный фон. Поведенческий цикл отражает личностные аспекты экономических субъектов, приводящие к принятию определенного экономического решения. В результате исследования подтверждено влияние поведенческого цикла на макроэкономический показатель — прирост индекса реального оборота розничной торговли, позволив сделать вывод о наличии связи между фазами поведенческого цикла и показателями розничной торговли. Предмет исследования — механизм возникновения поведенческого цикла. Цели работы — подтверждение существования поведенческого цикла, а также оценка его влияния на макроэкономические параметры. Поведенческий цикл предполагает преобладание активного, адаптивного или реактивного типов поведения населения, структурированного на группы по их возрастному составу, в зависимости от изменения экономической ситуации. Выявление вышеуказанных групп, а также воздействие на группы с активным типом поведения могут выступать одними из важных инструментов обеспечения устойчивости национальной экономики. В исследовании подтверждается, что поведенческий цикл имеет прямую связь с макроэкономическими показателями, влияя на них в зависимости от фазы цикла. Динамика цикла зависит от сложившегося образовательного и культурного профиля населения, определяющего уникальность поведенческого цикла для каждой страны. Дальнейшие исследования могут быть ориентированы на совершенствование механизма идентификации поведенческого цикла, факторов, устанавливающих его направленность. Исследование подтверждает необходимость мониторинга поведенческого цикла для проведения политики, направленной на обеспечение устойчивости функционирования экономики.
Авторы раскрывают механизмы влияния поведенческого цикла на формирование денежных потоков. Актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки оригинальных подходов к анализу феномена поведенческого цикла, связанного с изменением доминирующих типов поведения. Цель исследования — определение механизма влияния поведенческого цикла на действия экономических субъектов. Авторы используют метод статистического анализа данных Росстата с 1998 по 2018 г. для проверки двух выдвинутых гипотез: 1. Поведенческий цикл приводит к изменению распределения доходов домохозяйств между потреблением, сбережением и инвестициями. Действия субъектов с активным типом поведения не всегда приводят к осуществлению последующих действий со стороны субъектов с адаптивным и реактивным типом поведения. Проанализирована структура использования денежных доходов домохозяйств и динамика индекса ожидаемых изменений экономической ситуации в России через год. Доказано, что поведенческий цикл оказывает непосредственное влияние на показатели потребления и инвестиций. На экономические действия субъектов оказывают воздействие сформированный доминирующий тип поведения, а также сложившиеся макроэкономические условия. Сделан вывод, что поведенческий цикл не способен изменить структурные дисбалансы в экономике, однако может усилить их потенциальное воздействие, поскольку способствует принятию экономическими субъектами определенных экономических решений и в значительной степени определяет динамику и направление движения денежных средств на финансовых рынках. Поведенческий цикл отражает настроения и ожидания экономических субъектов. Смена фазы поведенческого цикла происходит из-за совершения значимых действий субъектами с активным типом поведения, направленных на изменение внешней среды. Результаты исследования демонстрируют целесообразность разработки контрциклических механизмов сглаживания общественно неблагоприятных последствий деятельности экономических субъектов на различных фазах поведенческого цикла. Авторы предлагают осуществлять мониторинг фаз поведенческого цикла на основе анализа формирования денежных потоков.
В статье рассмотрены вопросы, связанные с дальнейшим развитием конвергенции публичного и частного права под влиянием процессов цифровизации экономики в России, а также сопряженного с ней процесса глобализации. В статье автор приводит анализ взаимосвязи теоретических идей науки налогового права и практики реализации конкретных норм законодательства Российской Федерации о налогах, сборах и страховых взносах с точки зрения, во-первых, их взаимного влияния друг на друга в условиях реализации концепции цифрового общества, а также, во-вторых, с целью актуальной переоценки влияния диспозитивных начал на налоговую реальность с позиции ее применимости не как научного инструмента, а в качестве прикладного средства. При этом автором развивается ранее высказанная идея применения диспозитивного подхода к налоговым отношениям с точки зрения их вариативности. Такая идея реализуется посредством анализа примеров правового регулирования явлений цифровизации осуществления мероприятий налогового контроля, а также при оценке актуальных налоговых правоотношений, которые возникают, изменяются и прекращаются между плательщиками налога на профессиональный доход, с одной стороны, и операторами электронных площадок, с другой.
Технологический прогресс и экономическая эффективность способствуют быстрому развитию и цифровизации всех сфер государственного управления, в том числе и государственных закупок. Основную роль в этом процессе играют цифровые платформы, поскольку именно они обеспечивают техническую возможность внедрения электронных закупок и электронное взаимодействие потенциальных заказчиков и поставщиков. В данной статье проанализированы предшествующие исследования на предмет использования понятия «платформа» или «государственная платформа» применительно к системе госзакупок; изучены нормативно-правовые и отраслевые источники; проведен ряд полуструктурированных интервью с экспертами сферы госзакупок, включающих вопросы об общем понимании термина «государственная цифровая платформа», о наличии признаков цифровых платформ в существующей системе госзакупок, ее дальнейшем развитии с учетом возможностей платформенных технологий и, в целом, их применимости в российских условиях.
На основе проведенного анализа впервые в российской практике представлен комплексный подход к определению цифровой платформы в сфере госзакупок. Были выявлены десять основных признаков, которыми характеризуется цифровая платформа в сфере госзакупок. На основе этих признаков проанализирована российская единая информационная система (далее – ЕИС) в сфере закупок на предмет ее соответствия понятию цифровой платформы и сделан вывод о том, что в настоящее время ЕИС не может быть названа государственной цифровой платформой ни сама по себе, ни в составе комплекса информационных систем электронных площадок. С учетом уже созданной и функционирующей экосистемы в сфере госзакупок, представляется нецелесообразной цифровая трансформация системы государственных закупок в единую платформу. В целом сделан вывод о том, что дальнейшее развитие ЕИС в сфере госзакупок безусловно необходимо проводить, но не за счет масштабной платформизации системы, а посредством развития механизмов функционирования конкретных сервисов методом их локального приближения к общей логике и выделенным признакам платформенного подхода.
В статье указаны предпосылки цифровой трансформации налогообложения в направлении создания государственной цифровой платформы. Анализируется налоговый мониторинг как основная форма налогового контроля цифровой эпохи.
Комитет по разрешительной и контрольно-надзорной деятельности РСПП представляет ежегодный доклад о развитии системы государственного контроля и надзора в Российской Федерации за 2019 год.
В этом году «отпраздновал юбилей» основной законодательный акт в сфере государственного контроля нашей страны. 10 лет назад, в середине 2009 г., вступил в силу Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственно- го контроля (надзора) и муниципального контроля». В первом разделе доклада мы собрали наиболее интересные данные о том, как эволюционировала система государственного контроля и надзора в Российской Федерации за прошедшие 10 лет.
Во втором разделе мы проводим подробный анализ законопроектов, призванных заменить Федеральный закон № 294-ФЗ: законопроекта о государственном и муниципальном контроле и законопроекта об обязательных требованиях. Оцениваем, насколько каждый из них достигает целей реформы с точки зрения предпринимательского сообщества.
Третий раздел доклада посвящен актуальным административным барьерам в сфере регулирования контрольно-надзорной и разрешительной деятельности. По результатам опроса комитетов и членов РСПП мы отобрали 10 наиболее значимых и показательных проблем регулирования, подлежащих разрешению в рамках реализации проекта «регуляторной гильотины».
Распорядительные действия сторон (отказ от иска, признание иска, мировое соглашение) подлежат контролю суда, а именно проверке на соответствие закону. Они имеют неодинаковую правовую природу, а потому различным должен быть подход суда к такой проверке. Отказ истца от иска должен проверяться только на соответствие процессуальному закону, в то время как признание иска и мировое соглашение — и процессуальному, и материальному. Критерием для такой дифференциации служат особенности законной силы судебных актов, в основу которых положены распорядительные действия сторон. Проверка на соответствие процессуальному закону предполагает установление судом, свободно ли сформировалось у стороны желание на совершение распорядительного действия, адекватно ли оно было выражено, понимает ли сторона последствия совершения такого действия. Проверка на соответствие материальному закону совершаемого признания иска или заключенного мирового соглашения предполагает установление судом ex officio, является ли сделка, положенная в основу названных распорядительных действий, ничтожной или оспоримой.
В статье рассматривается проблема межотраслевой преюдиции — обязательности в уголовном процессе вступивших в законную силу судебных актов, принятых вне сферы уголовного судопроизводства. Делается вывод о том, что такая преюдиция должна распространяться не только на вопросы установления фактов, но и на правовые оценки фактов, сделанные судами. Именно такое понимание межотраслевой преюдиции вытекает из системного толкования Постановления Конституционного Суда РФ от 21 декабря 2011 г. № 30-П.
В представленном исследовании сформирован подход к определению уровня зрелости систем управления рисками (далее – СУР) в платежных системах. Уровень зрелости СУР выступает комплексным индикатором развития механизмов обеспечения бесперебойности функционирования платежных систем. Указанный индикатор может быть использован Банком России при осуществлении функций по надзору и наблюдению в национальной платежной системе. Для оператора платежной системы определение уровня зрелости СУР важно с позиции оценки готовности субъектов платежной системы к противодействию возможным потерям, связанным с приостановлением оказания услуг по переводу денежных средств. Предлагаемый подход по определению уровня зрелости СУР учитывает баланс затрат и получаемого результата от применяемой СУР в платежной системе. Разработанный подход позволяет оператору платежной системы определять компоненты СУР, нуждающиеся в развитии. Исследование является продолжением цикла статей, раскрывающих особенности построения и развития СУР в платежных системах.
Предмет. Повышение эффективности распределения государственных инвестиций для поддержания финансовой устойчивости экономических субъектов и компенсации провалов. Цели. Разработка подхода по повышению эффективности и результативности применения государственных инвестиций в экономике. Методология. Использованы общенаучные методы познания, анализ и синтез, построена панельная регрессия со случайными эффектами. Результаты. Выдвинуто предположение о том, что субъекты при осуществлении производственной деятельности, используя трудовые и инвестиционные ресурсы, могут демонстрировать ограниченный спрос на определенную категорию ресурсов. В результате снижается экономическая целесообразность размещения ресурсов в отраслях, в которых наблюдается их переизбыток в силу сложившихся институциональных условий. Дополнительные денежные средства необходимо направить в отрасли, демонстрирующие больший экономический эффект при увеличении инвестиций. Область применения. Результаты могут быть использованы для выработки эффективной государственной инвестиционной политики. Выводы. Все отрасли экономики обладают разной потребностью в объеме привлеченных инвестиционных ресурсов, определяемом операционными и технологическими аспектами.