Круглый стол «Виртуальная реальность и реальное право: регулирование игровой индустрии»
19 марта 2025 года Международная лаборатория цифровой трансформации в государственном управлении ИГМУ НИУ ВШЭ организовала и провела круглый стол «Виртуальная реальность и реальное право: регулирование игровой индустрии», посвящённый развитию национального рынка видеоигр, цифровой трансформации креативных индустрий и проблематике регулирования этой отрасли.
Старший научный сотрудник Лаборатории, к.ю.н., Евгений Дискин, выступивший в качестве организатора и модератора круглого стола презентовал доклад о последних событиях в области правового регулирования индустрии видеоигр. 12 декабря 2024 года в Государственную Думу Российской Федерации был внесен Законопроект № 795581–8 «О деятельности по разработке и распространению видеоигр на территории Российской Федерации», которым предусмотрен ряд новаций в этой области правоотношений. В своем выступлении он осветил критические замечания, высказанные к законопроекту в научной и экспертной среде, а также рассказал о требованиях к рынку видеоигр, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 08.05.2024 № 314 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения». Участникам круглого стола было предложено обсудить и высказать свои замечания на законопроект, сделать доклады по проблематике регулирования видеоигровой индустрии и развития управленческих, нормативных практик в этой отрасли экономики.
С докладом «Регуляторный ландшафт и виртуальные миры: проблемы и перспективы» выступила д.ю.н., профессор, руководитель Департамента права цифровых технологий и биоправа факультета права НИУ ВШЭ Наталия Ковалева. С докладами также выступили Оксана Солдаткина, заместитель академического руководителя образовательной программы ЛигалТех факультета права НИУ ВШЭ, к.ю.н. (Несовершеннолетние и видеоигры: защищать или дать свободу?), независимый исследователь Елена Янчук, (Игровая индустрия: регулирование которого (не) ждали?), управляющий партнер юридической компании Semenov&Pevzner Роман Лукьянов (Об отдельных аспектах юридической техники и терминологическом аппарате законопроекта 795581-8), преподаватель курса «Введение в исследования видеоигр», к.ф.н, Алексей Салин (Неэтичные паттерны в гейм-дизайне), доцент факультета права НИУ ВШЭ, к.ю.н., Марина Комашко (Границы законов и миров: к проблеме правомерного поведения в играх, VR и в реальности), независимый эксперт, игровой журналист Александр Кузьменко (Игры как новая искренность: как нам их не потерять и сделать главным медиа ближайших десятилетий), старший научный сотрудник НИУ "Казанский инновационный университет", к.ю.н., Вероника Денисович (Межличностное виртуальное общение игроков и особенности получения юридически значимой информации в ходе него), старший преподаватель, Департамент права цифровых технологий и биоправа, к.ю.н., Силкин Владислав (Правовые аспекты геймификации административно-публичных отношений). В дискуссии принял участие руководитель Международной лаборатории цифровой трансформации в государственном управлении ИГМУ НИУ ВШЭ, к.с.н., Евгений Стырин и другие участники круглого стола.
В ходе мероприятия участниками был сделан ряд значимых выводов. Во-первых, среди разработчиков видеоигр и профессиональных сообществ существует ряд критических концептуальных замечаний в адрес текущей редакции законопроекта по вопросам идентификации пользователей, избыточного регуляторного давления, неучета мнения небольших разработчиков видеоигр (доклады Евгения Дискина, Наталии Ковалевой, Романа Лукьянова, Елены Янчук и др.). Во-вторых, существует ряд существенных замечаний к законопроекту № 795581–8 с точки зрения его роли в регулировании креативных индустрий, излишнего дублирования норм других законодательных актов, двусмысленности ряда предлагаемых понятий, предмета регулирования (доклад Романа Лукьянова). Отмечено отсутствие в законопроекте запрета использования темных паттернов для вовлечения в игровой процесс и стимулирования покупок в ходе игры (доклад Алексея Салина).
Участники круглого стола приняли решение разработать свои комментарии и замечания, которые будут направлены в органы законодательной и исполнительной власти.