• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Круглый стол «Оценка цифровой готовности населения к внедрению цифровых технологий в России»

27 апреля 2021 года Международная лаборатория цифровой трансформации в государственном управлении ИГМУ в рамках XXII Апрельской международной научной конференции Высшей школы экономики провела круглый стол «Оценка цифровой готовности населения к внедрению цифровых технологий в России».

В работе Круглого стола приняли участие:

  • руководитель развития направления независимой оценки центра компетенций по кадрам для цифровой экономики Университета 2035 Постовалова Алина Анатольевна;
  • исполнительный директор аналитического центра НАФИ Спиридонова Людмила;
  • руководитель опорного образовательного центра АНО ВО Университет Иннополис Макарова Елена Владимировна;
  • заместитель руководителя Лаборатории измерения новых конструктов и дизайна тестов Института образования Авдеева Светлана Михайловна;
  • директор Института исследований культуры Куренной Виталий Анатольевич.

 В рамках Круглого стола состоялась презентация доклада НИУ ВШЭ «Оценка цифровой готовности населения России», авторы: Дмитриева Н.Е., Жулин А.Б., Артамонов Р.Е., Титов Э.А.

Доклад «Оценка цифровой готовности населения России» (PDF, 1.88 Мб) 

Далее были обсуждены ключевые вопросы цифровой готовности:

1. Как эффективно измерять цифровую грамотность различных социально-профессиональных групп?

Постовалова А.А. представила основные элементы системы независимой оценки компетенций цифровой экономики, которая должна обеспечить достоверную оценку уровня компетенций цифровой экономики. К целям и задачам проекта относятся:

  • обеспечение гражданам доступа к валидным и достоверным процедурам оценки компетенций цифровой экономики с сохранением данных о результатах оценки в персональном профиле компетенций;
  • привлечение работодателей и лидеров рынка к разработке контрольно-измерительных материалов;
  • привлечение различных систем и центров оценки, в т.ч. корпоративных к обмену данными о результатах оценки с персональными профилем компетенций;
  • разработка и внедрение процедур повышения достоверности и валидности оценки — прокторинг, симуляционные виды оценки и др.;
  • интеграция ИТ-платформы оценки с  сервисами и системами, повышающие эффективность использования данных о результатах оценки — ЕСИА, ЕИСУКС, порталы вакансий, сервисы Роструда, образовательные порталы и др.;
  • возможность построения персональной траектории развития.
Спиридонова Л. представила последние результаты оценки цифровой грамотности, которую проводит НАФИ. По данным НАФИ, 27% россиян обладают высоким уровнем цифровой грамотности. По отдельным компетенциям результаты выглядят следующим образом:
  • информационная грамотность – 89% продвинутый уровень,
  • создание цифрового контента – 62% базовый;
  • цифровая безопасность 80% продвинутый;
  • навыки решения проблем в цифровой среде 93% продвинутый;
  • коммуникативная грамотность 87% продвинутый.

 2. Какие меры необходимы для повышения уровня цифровой готовности разных групп населения?

Авдеева С.М. рассказала о результатах двух исследований цифровой готовности выпускников школы. Результаты получились не совсем удовлетворительные: треть учащихся обладает уровнем ниже базового. Между регионами разница около 10% в обладании компетенциями работать в цифровой среде. Содержательный анализ показал, что уровень компетенций учащихся достаточно низкий, особенно в части когнитивно нагруженных навыков. При этом техническая грамотность является предиктом для этой категории. Основная гипотеза, которая был подтверждена: чем выше социальный капитал в семье, тем уровень ИКТ компетенций выше.

 3. Как повысить уровень цифрового доверия населения?

Куренной В.А. остановился на проблеме доверия, которая появляется и в ходе внедрения цифровых компетенций. Обобщенный уровень доверия в нашем обществе невысок.

Тема доверия постоянно обсуждается, много исследований зарубежных и российских. Современные общества выработали определенную политику, которая позволяет справиться с высоким уровнем недоверия. Это транспарентностьи прозрачность. Как показывают исследования, чем выше уровень транспарентности, тем выше уровень доверия. Это означает, что на уровень доверия серьезное влияние оказывает открытость, которая позволяет обществам справляться с факторами неопределенности, непредсказуемости, непонятности, в том числе по отношению и к технологиям. Поэтому задача политиков – обеспечить, как сделать внедряемые механизмы прозрачными и доступными в публичной сфере. Вопрос доверия также связан с проблемой предсказуемости. Высокий уровень технооптимизма россиян указывает на некоторые проблемы в обществе, в том числе недоверие к другим институтам. Следовательно, необходимо искать решения, как можно справляться с проблемами непрозрачности и непредсказуемости функционирования других институтов. Сфера технологий – это сфера инноваций. Здесь возникает парадокс: чем быстрее мы включаемся в эти технологии, которые очень быстро меняются, тем быстрее компетенции устаревают и тем быстрее наступает разочарование. Это создает дополнительные риски. Поэтому задача состоит в том, чтобы создавать более устойчивые технологии в определенных сферах, в которых больше возможностей сформировать более устойчивое доверие, которое позволяет видеть предсказуемый результат взаимодействия. Таким образом, проблема доверия – это проблема предсказуемости и прогнозируемости.