• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Междисциплинарная летняя школа цифровой трансформации в государственном управлении

Междисциплинарная летняя школа цифровой трансформации в государственном управлении

с 2 по 3 июля 2024 г. Международная лаборатория цифровой трансформации в государственном управлении впервые провела летнюю школу для обучения и развития специалистов в области государственного управления в условиях цифровой трансформации в Учебном центре подготовки руководителей (Кочубей-центр) НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург. Летняя школа была посвящена междисциплинарным аспектам изучения проблем цифровой трансформации в государственном управлении. Прошедшие отбор студенты успешно прошли занятия и получили сертификаты.

В первый день состоялись выступления и дискуссии с ведущими исследователями на основе социологических, психологических, политологических, экономических и управленческих подходов к анализу и изучению цифровой трансформации в государственном управлении. 

Своим выступлением «Цифровая трансформация государственного управления как проблемное поле для междисциплинарных научных исследований» мероприятие открыл заведующий МЛ ЦТ в ГУ ИГМУ НИУ ВШЭ, к.соц.н. Евгений Стырин. Он рассказал о текущих целях и задачах цифровой трансформации государственного управления для России, о научной методологии и ее роли в изучении и понимании данного процесса, применяемой в Лаборатории.

Доктор психол.н., доцент, профессор Департамента психологии Факультета социальных наук, заведующая научно-учебной лабораторией политико-психологических исследований Ольга Гулевич выступила онлайн с докладом «Воспринимаемая справедливость в государственном управлении: психологические аспекты в условиях цифровой трансформации». Она рассказала о психологических потребностях граждан, которые необходимо учитывать в контексте государственного управления, о процедурах и механизмах воспринимаемой справедливости. Были поставлены интересные вопросы о том, как выглядит воспринимаемая справедливость в цифровой среде, чем отличается от «аналогового» мира, а также насколько восприятие процедурной справедливости в России отличается от общемировых трендов.

Член Сети исследователей ЦТ в ГУ Анна Михайлова, к.геогр.н., старший научный сотрудник Института геополитических и региональных исследований БФУ им. И. Канта, в первый день Летней школы выступила с докладом «Пространственные эффекты цифровой трансформации российского общества». В докладе был сделан акцент на  киберпространство как объект общественных исследований; рассматривались вопросы совпадения границ киберпространства и реальных государственных границ, а также суверенитета и исполнения законов государства в доменном киберпространстве в противовес диктату крупных ИТ-гигантов и регулирования контента в доменном пространстве. Отдельно было уделено внимание проблеме кибербезопасности, которой должно заниматься ответственное государство, а также вопросу управления преодолением цифрового разрыва в территориальной и иных размерностях.

Олег Самольянов, главный эксперт Лаборатории человекоцентричности и лидерских практик ИГМУ НИУ ВШЭ, выступил с докладом «Актуальность смыслоцентричного подхода к лидерству в контексте цифровой трансформации», вызвавшим активную дискуссию. Докладчик рассказал, как проведённое в России исследование позволило выделить три аспекта человекоцентричного лидерства и сложности концептуализации понятий «человек» и «цифровая трансформация». Выдвинул семь принципов осмысленной жизни и призвал аудиторию задаться вопросом, как цифровые технологии могут помочь в их реализации, ведь цифровая трансформация должна проводиться только там, где это имеет смысл.

Во второй день в.н.с. МЛ ЦТ в ГУ ИГМУ НИУ ВШЭ, к.соц.н., доцент Анна Санина прочла лекцию «Реализация проектов цифровой трансформации для достижения целей устойчивого развития». Докладчик объяснила, чем цифровая трансформация отличается от цифровизации и оцифровки как масштабных процессов в системе государственного управления, вела диалог с аудиторией о применимости современных цифровых технологий для достижения целей устойчивого развития. Анна Санина рассказала о результатах серии экспертных интервью в рамках проекта «Цифровая трансформация и устойчивое развитие», продемонстрировала их значимые фрагменты в связи с целями устойчивого развития.

Далее успешно состоялась Деловая игра, в которой студенты закрепили полученные знания, развивая навыки решения кейсов цифровой трансформации в области государственного управления на примерах, составленных по мотивам реальных кейсов, собранных в десяти странах мира с учетом достижения целей устойчивого развития. В ходе игры студенты развивали навыки командной работы, дебатировали и отстаивали свое мнение по результатам разбора кейсов, использовали межкомандные активности. Члены победившей команды получили ценные призы.

Во второй части игры студенты смогли попробовать себя в разных ролях – разработчиков цифровых решений для социально значимых задач и роли администрации, которая должна была оценить и выбрать наилучший проект. Эксперты – Е. Стырин, А. Михайлова, О. Самольянов – комментировали дебаты и, в том числе, насколько реалистичны были требования администрации, убедительно ли показали себя команды разработчиков.