Цифровая грамотность в регионах: лучшие практики и проблемные точки
Автономная некоммерческая организация «Цифровая экономика» представила отчет о цифровой грамотности в регионах - 72 инициативы из 45 субъектов РФ, охватывающие детей, взрослых и старшее поколение.
Айсылу Атаева, эксперт Международной лаборатории цифровой трансформации в государственном управлении ИГМУ НИУ ВШЭ, подготовила анализ лучших проектов.
Примеры:
- В Югре «Цифровой гражданин» обучил 78 тыс. человек работе с интернетом, Госуслугами и смарт-картами;
- В Красноярском крае «Школа инфобеза» учит школьников противодействовать кибермошенникам;
- В Приморье «Цифровое долголетие» помогает старшему поколению осваивать смартфоны для общения и онлайн-платежей;
- В Кемеровской области «Киберполигон» готовит специалистов по ИБ, уже побеждающих на всероссийских соревнованиях.
Основные недостатки:
«Системности пока нет. Большинство проектов – точечные акции, зависящие от инициативы отдельных ведомств или энтузиастов.
Фокус на мероприятиях, а не на результате. Отчеты насыщены цифрами: «провели N семинаров», «обучили X человек». Но нет измерений, что эти люди действительно применяют полученные навыки.
Неравенство доступа. В отчет попали активные регионы, но малые города и сельские территории по-прежнему выпадают – там зачастую нет даже стабильного интернета, а не то что курсов кибергигиены.
Зависимость от федеральных форматов. Половина упомянутых инициатив - это участие в «Уроке цифры», «Цифровом диктанте» и других общероссийских проектах. В целом, идея нужная и правильная. Но важно превратить разрозненные инициативы в долгосрочную стратегию, измеряемую по реальным результатам».
Полный отчет по ссылке: dl_regions.pdf