• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Весенний диалог» с Алексеем Кудриным

24 апреля в Высшей школе экономики состоялась очередная встреча студентов и преподавателей, посвященная Стратегии социально-экономического развития страны до 2020 года в рамках проекта «Весенний диалог: политики и студенты». На этот раз свои вопросы по Стратегии-2020 студенты смогли задать Алексею КУДРИНУ, министру финансов с 2000 по 2011 год, почетному профессору ВШЭ.

Открывая встречу, Алексей КУДРИН напомнил, что в начале работы над обновлением Стратегии-2020 он имел к ней отношение как один из представителей заказчика, а к ее завершению уже мог высказывать свои соображения как независимый эксперт.

Экс-министр и профессор Высшей школы экономики остановился на основных отличительных чертах обновленной Стратегии. Предыдущая ее версия — Концепция долгосрочного развития до 2020 года (КДР), принятая в 2008 году, — была рассчитана на продолжение ситуации растущего спроса — накануне кризиса экономика росла темпами 7-8% в год. Это очень хороший показатель для любой страны. Однако проблема в том, что рост спроса позволял компаниям расширяться экстенсивно. Не нужно было особенно заботиться об улучшении бизнеса, обновлении продукции — спрос рос именно на ту продукцию, что существовала.

В обычной экономике производителю надо постоянно заботиться о своей репутации — зарекомендовывать себя с наилучшей стороны, предлагая наиболее качественный товар по наименьшим ценам. В нашей экономике, отметил КУДРИН, такого стимула в 2000-е годы не существовало. Он привел цифры: с 1992-го по 1999-й год вся экономика заработала 200 миллиардов долларов. А с 2000-го по 2007-й — 800 миллиардов долларов. Если же брать отрезок с 2000-го по 2011-й — 2 триллиона долларов. При этом 80% этих цифр — поступления от продажи нефти. То есть поступление денег в экономику шло в основном через нефтяные компании. Они несли доллары на внутренний валютный рынок, чтобы превратить их в рубли. Это создавало постоянное давление на национальную валюту. Центробанку все эти 11 лет приходилось лавировать между необходимостью, с одной стороны, сдерживать инфляцию, порождаемую повышенной эмиссией выпускаемых в обмен на доллары рублей, с другой — стараться, чтобы эта борьба не приводила к росту рубля по отношению к иностранным валютам.

Так или иначе, рубль укреплялся, что автоматически вело к росту импорта. Если в 2005 году стоимость импорта составила 164 миллиарда долларов, то в 2011-м — уже 460 миллиардов. При этом насыщение экономики финансами через приток нефтяных доходов оказалось не самым эффективным способом. Нефтяные компании вкладывали не в самые значимые сектора, занимались скупкой непрофильных активов, создавали перекос на рынке труда.

После кризиса необходима другая модель роста, считает Алексей КУДРИН. Постоянного роста спроса больше нет. Значит, расти компаниям стало гораздо сложнее. Теперь необходимо говорить не об экономике спроса, а об экономике предложения. И новая Стратегия-2020 вырабатывалась уже с учетом новых реалий, отметил КУДРИН.

Отдельно он остановился на предлагаемом в Стратегии бюджетном маневре. Предложенная в документе и поддержанная Министерством экономического развития модель предлагает маневр «—2%, +4%»: сокращение расходов на оборону, безопасность, субсидирование экономики; увеличение расходов по 1% на здравоохранение и медицину, на 2% — на развитие инфраструктуры, прежде всего — дорожное строительство. Министерство финансов в свою очередь не одобряет роста расходов на 2%, считая, что налоги дальше увеличивать некуда, и предлагает размен «—2%, +2%». Отметив, что понимает обе позиции, Кудрин добавил, что имеет собственную концепцию бюджетного маневра: «—4%, +2%». Она потребует более смелых реформ, они могут в краткосрочном периоде сказаться на социальных расходах, что может вызвать недовольство населения. Но они дадут более быстрый рост экономики и ее модернизацию.

Ректор ВШЭ Ярослав КУЗЬМИНОВ пояснил позицию разработчиков Стратегии по бюджетному маневру, начав с того, что на удивление легко прошли в правительстве предложения институциональных реформ: «Не ожидал, что в правительстве так легко согласятся на подушевое финансирование в бюджетном секторе, на страховые механизмы. Дискуссии переместились в следующую тему — ресурсы». Как пояснил КУЗЬМИНОВ, исчерпаны резервы безресурсных реформ, когда результат достигается лишь за счет изменений регулирования. Теперь остались только дорогие реформы: «бессмысленно изобретать новые процедуры, инструкции, если учителям платят 3% ВВП, в то время как в Европе на это идет 7%». Идея роста расходов на 4% завязана на временной эффект, пояснил КУЗЬМИНОВ. Предполагается, что до 2020 года рост расходов будет обеспечиваться от роста акцизов (табак, алкоголь, черная металлургия, газ) — около 0,5% ВВП, остальное — доходы от приватизации и внутренних заимствований. А к 2020 году соцрасходы стабилизируются и за счет роста экономики не будут уже порождать дефицит.

Варианты «—2%, +2%» и «—4%, +2%», отметил Ярослав КУЗЬМИНОВ, также реализуемы. Но для этого нужны будут непопулярные шаги. Например, перестать принимать на бесплатные места в вузах троечников (то есть, пояснил ректор, «хочешь попасть в вуз с тройками — бери кредит у Грефа»). Или не обеспечивать бесплатным лечением тех, кто не проходил в срок диспансеризацию. Но вряд ли руководители страны решаться на такие непопулярные шаги, считает Ярослав КУЗЬМИНОВ. «Мы в рамках работы над Стратегией проводили опросы населения. Как выяснилось, оно считает, что в вузах должны иметь право бесплатно учиться все, и все должны иметь право на бесплатную медицину. Общество также категорически против дополнительных налогов на дороги, здесь против даже средний класс, который по первым двум пунктам не показывал жесткого неприятия», — заключил ректор.

Алексей КУДРИН, со своей стороны, заметил, что троечники — далеко не главное в его варианте бюджетного маневра. Их «отключение» от бесплатного высшего образования будет стоить миллиардов пять рублей («Десять», — уточнил КУЗЬМИНОВ). Когда идет речь о процентах ВВП, это незаметная величина.

«Кто помнит, сколько у нас составляет 1% ВВП?» — спросил КУДРИН студентов. Все молчали. Один процент ВВП — это 550 миллиардов рублей, напомнил экс-руководитель Минфина. При таком масштабе речь идет о других мерах. Прежде всего — об увеличении пенсионного возраста. Год назад, сообщил Алексей КУДРИН, дефицит пенсионной системы составлял 100 миллиардов рублей. Сегодня, после последних повышений — уже 1 триллион 100 миллиардов, то есть 2% ВВП. Существующая система индексации пенсий будет увеличивать дефицит на 150 миллиардов рублей каждый год. Для сравнения: вся система высшего образования, вместе с военными вузами, стоит бюджету 450 миллиардов рублей в год. «Разумеется, переход на новый пенсионный возраст должен занять не менее 15 лет, но зато уже через 5 лет мы бы имели сэкономленный 1% ВВП», — сказал он.

«Я настаиваю, — заявил КУДРИН, — что, вопреки расхожим представлениям, это популярная мера. Кто должны быть главными выигравшими от повышения пенсионного возраста? Нынешние пенсионеры». Их повышение пенсионного возраста не касается, зато надежность пенсионной системы повысится, резко сократится вероятность ее дефолта. Это 40 миллионов потенциальных сторонников, сказал КУДРИН. Далее, продолжил он, «возьмем активную часть населения — 60 миллионов человек». Большая часть тех, кто моложе 45-ти, и не думают сейчас о пенсии. А как минимум половина тех, кому от 45 до 55, не предполагают, что они вскоре будут жить на одну лишь пенсию. Таким образом, противников у повышения пенсионного возраста меньшинство, оптимистично подытожил Алексей КУДРИН.

Еще один резерв бюджетного маневра — субсидии предприятиям, которые предоставляют все уровни власти, и налоговые льготы. Первые составляют 3% ВВП, вторые — 4%. «Правильно ли они тратятся с точки зрения эффективности, равенства прав предприятий? Я очень сомневаюсь. Скорее все это ухудшает конкурентную среду», — отметил А. КУДРИН.

После выступления Алексей КУДРИН ответил на ряд вопросов. Первый из них был задан через Твиттер студентом Лондонской школы экономики Ильей СЕДЯКИНЫМ: «Капитализм, как сейчас говорят, не оправдал надежд. Социализм не оправдал надежд еще раньше. Не стоит ли России пойти по некоему среднему пути?». Алексей КУДРИН не поддержал пессимизма относительно капитализма, приведя в пример Швецию с ее вариантом социализма. Ей, по-видимому, придется, после нескольких десятилетий очень высокой налоговой нагрузки экономики (47%) пойти на снижение налогов и, соответственно, сокращение «социализма», считает КУДРИН . Иначе просто не выдержать конкуренции в глобализующейся экономике, не удержать на родине многие бизнесы. Не очень радужны и перспективы социальных программ в Европейском союзе — долговые проблемы и конкуренция молодых членов ЕС, имеющих меньшую налоговую нагрузку, ставят вопрос о сохранении прежнего объема социальных программ. По мнению Алексея КУДРИНА, как раз та модель, что существовала в Европе, и стала причиной ее нынешних проблем. В период экономического роста страны ЕС не стали снижать долговое бремя, а наоборот, шли на его наращивание. Теперь все страны ЕС стоят перед проблемой увеличения платности своих социальных услуг. России, считает КУДРИН, не стоит повторять этот путь.

Прозвучал вопрос о проблеме оплаты труда учителей — планов по подъему их зарплаты до средней по региону и системе «эффективный контракт». Экс-министр финансов в ответ заметил, что зарплата учителей в большинстве стран ниже средней по экономике. Иная картина там, где сделан сознательный выбор в пользу развития человеческого капитала. Он обратил внимание, что перекос зарплат в сырьевых секторах создает дополнительные трудности бюджету при достижении для учителей уровня средней оплаты по региону.

Ярослав КУЗЬМИНОВ уточнил, что «эффективный контракт» в правильном его понимании — это тот уровень оплаты труда, который позволит человеку, любящему свое дело, не искать подработок, не уходить на другую работу. Проблема 1990-х, отметил КУЗЬМИНОВ, была в том, что огромное количество людей выгнали из учительской профессии низкими зарплатами или заставили их выживать, нарушая те или иные моральные, профессиональные устои.

Алексей КУДРИН также ответил на ряд других вопросов, заданных студентами не только из аудитории, но по видеомосту из кампусов Высшей школы экономики в Перми, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге. В частности, о возможности нового шока в российской экономике — А. КУДРИН считает, что к нему необходимо готовиться, создавая резервные фонды, причем не меньшие, чем были перед кризисом 2007-2008 годов; о госкорпорации по развитию Дальнего Востока — по мнению Алексея КУДРИНА, вопрос пока еще в очень ранней стадии разработки, масштабность проблемы освоения восточных российских территорий требует еще серьезного обсуждения.

 Видеозапись трансляции