• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Theory Workshop

9 апреля 2021 года Международная лаборатория цифровой трансформации в государственном управлении совместно с британскими учеными Университета Брэдфорда профессором В. Вираккоди, С. Сивараджа и профессором В.Викантешем провела Theory Workshop на тему взаимодействия граждан с государственными цифровыми платформами.

Theory Workshop

В исследовании взаимодействия граждан и государственных цифровых платформ важно обращать внимание на спрос со стороны общества на соответствующие услуги (demand-side prospective) и те факторы, которые оказывают на него влияние. Чтобы понять, как строится взаимодействие юзера и платформы современные ученые используют идею о том, что использование той или иной технологии связано во-первых, с побуждением к этому использованию, а, во-вторых, с реальным опытом ее использования, и, в-третьих, с последующей реакцией на такое использование.

 

Существует огромное количество базовых подходов к изучению внедрения и использования цифровых технологий. Ниже перечислены лишь некоторые из них. Базовой теорией, изучающей эту сторону внедрения государственных цифровых платформ, была теория рационального действия (Theory of Reasoned Action – TRA), которая основывалась на анализе двух параметров – отношение к использованию соответствующей технологии и субъективные нормы. Позднее TRA была дополнена двумя факторами (воспринимаемая полезность и воспринимаемая простота испольщования), а фактор отношения к использованию был исключен из нее, и на ее основе была разработана модель принятия технологии (Technology Acceptance Model – TAM);

Альтернативная теория представлена мотивационной модель (Motivational Model – MM), которая изучает влияние внутренней и внешней мотивации в использовании технологий. Теория распространения инновации (Innovation Diffusion Theory – IDT) включает в себя восемь разных параметров, которые отражают опыт пользователя (User Experience): например, преимущество перед другими платформами, простота в использовании, внешнее восприятие и т.д. Социально-когнтивная теория (Social-cognitive theory – SCT) использовала когнитивный подход: ожидания, аффекты и т.п. при использовании технологий. Эта теория, однако, не получила широкого применения. Теория планируемого поведения (Theory of planned behavior – TPB) пересмотрела подход TRA и добавила к ней наработки более п оздних теорий, включавших опыт пользователя.

Использование большого числа различных моделей приводило к тому, что исследования использования и внедрения цифровых платформ были несопоставимы. Поэтому была предложена объединенная модель принятия и использования технологий (Unified theory of acceptance and use of technology – UTAUT), которая соединила в себе параметры, используемые в других теориях:

  • Ожидания эффективности использования (Performance Expectancy);
  • Ожидаемая сложность использования (Effort Expectancy);
  • Социальное влияние (Social influence);
  • Условия, способствующие использованию (Facilitating Conditions);
  • Пол (Gender);
  • Возраст (Age);
  • Опыт (Experience);
  • Добровольность использования (Voluntariness of Use).

  

Теория была многократно проверена эмпирическими исследованиями и показала свою эффективность.  UTAUT на текущий момент способна объяснить 70% вариаций в поведении пользователей. Дальшейшие перспективы развития теории заключаются в поиске таких факторов, которые позволят расширить понимание пользовательского поведения на цифровых платформах.

Научный руководитель Лаборатории профессор В. Венкатеш и соавторы в 2016 году дополнили UTAUT параметром «тревожность» (Anxiety), который отражает эмоции пользователей от использования цифровой технологии: риски, связанные с безопасностью, приватностью, защищенностью.

Использование указанных параметров позволило показать, каким образом различные факторы влияют на индивидуальный опыт и практики использования технологий. Как показано ниже, он связан с различными факторами, влияющими на разные социальные группы.

 

 Эмпирические исследования, проводимые в рамках методологии UTAUT, включают в себя выборки не менее 300 респондентов, на которых разные факторы тестируются с помощью специально составленных опросников. Дальнейшее развитие методологии будет связано с уточнением различных параметров и их влияния на разные социальные группы.