Международная конференция «Цифровое управление и государственное управление: междисциплинарные выводы из научных исследований»
Международная лаборатория цифровой трансформации в государственном управлении НИУ ВШЭ организовала международную онлайн-конференцию «Цифровое управление и государственное управление: междисциплинарные выводы из научных исследований». Заведующий Лаборатории Евгений Стырин выступил в роли модератора, доклады вызвали большой интерес слушателей.
Первая сессия прошла под заголовком «Подход к цифровой трансформации в государственном управлении: опыт Китая». Хелен Лю, профессор кафедры политологии и Высшего института по связям с общественностью Национального университета Тайваня (NTU), выступила с докладом «Отношения между правительством и гражданами, опосредованные платформой: пример TaipeiPASS». Докладчик рассказала об исследовании применения цифровых платформ правительством на базе теорий двустороннего рынка и вовлеченности граждан. Сочетание теорий с эмпирическими данными TaipeiPASS подчеркнуло преобразующий потенциал цифровых платформ для оптимизации административных услуг и содействия вовлечению общественности. Полученные результаты предлагают основополагающую типологию для понимания меняющегося взаимодействия между организациями государственного сектора и гражданами, которым они служат. В исследовании представлены три стратегии, используемые при разработке платформ: ориентация на дизайн услуг, мультиплатформенная интеграция и автоматизация для предоставления услуг в режиме реального времени. В исследовании также рассматриваются три постоянные проблемы, вытекающие из кейса TaipeiPASS: реорганизация служб и организационных структур, баланс интересов, децентрализация и обучение персонала.
Юэпин Чжэн, доцент и советник по докторской диссертации в Школе государственного управления Университета Сунь Ятсена, представил доклад «Выявление барьеров для использования открытых государственных данных в частном секторе: обоснованный теоретический подход». В сфере открытых правительственных данных в Китае достигнут значимый прогресс. Особенно это заметно в части предложения: местные органы власти создали для этого платформы и предоставляют данные общественности. В эпоху Больших данных растет спрос на более эффективное использование открытых государственных данных для развития цифровой экономики. Тем не менее, их использование частным сектором все еще далеко от того, чтобы соответствовать ожиданиям, несмотря на значительный спрос. Препятствия для открытых данных недостаточно подробно обсуждались. Целью данного исследования было выявить эти препятствия, чтобы лучше понять это явление. Были проведены собеседования с 21 старшим менеджером, инженерами и другими специалистами из различных частных секторов. Следуя классическому методу обоснованной теории, была разработана теоретическая модель, объясняющая использование открытых гос. данных частным сектором, включающая четыре основные категории (познание, оценка ценности бизнеса, поиск ценности и организационные условия), среди которых поиск ценности играет существенную роль. Это исследование дополняет современную литературу, углубляя понимание неэффективного использования открытых гос. данных в частном секторе и предлагая практические рекомендации для совершенствования соответствующей политики и разработки открытых гос. данных в будущем.
Ивэй Гун выступил с докладом на тему «Корпоративная архитектура: методология цифровой трансформации в государственном управлении». Цифровая трансформация является стратегическим императивом для правительств, которые стремятся повысить эффективность своих услуг, но в настоящее время не хватает знаний о том, как правительства справляются с этой задачей в контексте иерархической бюрократии. Докладчик представил концепцию архитектуры предприятия как методологию, которая может облегчить работу правительства. Концептуальная модель была создана путем объединения рамочной программы «diamond», рамочной программы по внедрению технологий и программы «EA scope» для облегчения анализа адаптаций внутри правительственных организаций и внешних факторов окружающей среды. Эта система позволяет лучше понять адаптацию организационных элементов – структуры, персонала, технологий и процессов – в ходе трансформации и, следовательно, помогает государственным руководителям лучше планировать свой путь к цифровой трансформации.
Вторая секция конференции была посвящена теме «Цифровая трансформация в муниципальном управлении: взгляд из Бразилии». Мария Александра Кунья, профессор Школы делового администрирования Сан-Паулу, выступила с докладом «Исследование технологий и государственного управления в Бразилии: темы и проекты бразильской исследовательской группы». Исследования в области цифрового правительства затрагивают множество аспектов и реализуют различные интересы учёных. Докладчик представила проекты Исследовательской группы из Бразилии по технологиям и правительству, в том числе некоторые уже завершенные и опубликованные работы, текущие проекты, области исследований и интересов. Профессор Мария Александра Кунья и заведующий МЛ Евгений Стырин отметили сходство научных интересов и договорились о продолжении сотрудничества.
Профессор Тьяго Хосе Таварес Авила представил их совместный доклад с Беатрис Баррето Бразилейру Ланца (консультант по цифровому правительству в IDB и профессор в Verbo Juridico.) по теме «Приоритетные действия по развитию цифрового правительства в муниципалитетах Бразилии». Развитие цифрового правительства в муниципалитетах Бразилии имеет решающее значение для повышения эффективности государственного управления, прозрачности и вовлеченности граждан. Тем не менее многие государственные служащие не имеют четкой стратегии решения этой проблемы. Докладчик представил пятнадцать приоритетных действий, необходимых для продвижения цифровой трансформации на муниципальном уровне. Первый – необходимость укрепления гражданской позиции жителей города, оказания им поддержки в получении единого удостоверения личности. Это требует стандартизированных цифровых платформ и сервисов, которые способствуют упрощению административных процессов и межправительственной координации. Кроме того, потребуется создание института общественных омбудсменов и цифровизация бюрократических задач. Второе направление потребует развития цифровой культуры и преобразований в соответствующих областях, таких как образование, здравоохранение и услуги по запросу, что повысит общественную ценность для граждан. Наконец, в предложении излагается третье направление, направленное на развитие надежной цифровой инфраструктуры, включая высокоскоростной доступ в Интернет и безопасные системы управления данными, для обеспечения равноправного доступа и надежности. Этот подход предполагает создание нормативно-правовой базы и показателей эффективности для мониторинга прогресса и обеспечения устойчивости цифровых инициатив при поддержке наделенного полномочиями руководства и кабинета министров, которые будут руководить всеми приоритетными направлениями Плана действий цифрового правительства. Отмеченные действия в совокупности направлены на модернизацию муниципального управления, улучшение предоставления услуг и повышение удовлетворенности граждан по всей Бразилии. Слушатели отметили практическую ориентированность исследования и то, что представленная в докладе публикация, адаптированная для принимающих решения чиновников, это – важный шаг для развития цифровой трансформации на уровне государства.
Маурисио Бускела, Международный консультант по цифровым технологиям, выступил с докладом «Цифровое управление и устойчивость к изменению климата: трансформация государственного управления для будущего Бразилии». Бразилия включает в себя 5570 муниципалитетов и городское население, которое за последние 50 лет выросло более чем на 100 миллионов человек. Страна сталкивается с новыми вызовами в области цифрового управления, цифровая трансформация открывает возможности для улучшения таких услуг, как здравоохранение и управление климатом, с помощью анализа данных и технологических решений. В условиях уязвимости к изменению климата политика перехода на цифровые технологии и электронного правительства играет ключевую роль в подготовке бразильских городов к будущему. В ходе выступления были рассмотрены цифровые стратегии, а также инновационные решения для эффективного государственного управления. Слушатели поблагодарили докладчика за выступление, охватившее столь широкий спектр вопросов цифровизации государственного управления.
Во время завершающей дискуссии участники отметили, что, несмотря на имеющиеся различия, Бразилия и Россия имеют немало общего и сходство стоящих перед странами вызовов способствуют объединению усилий для совершенствования государственного управления в условиях цифровой трансформации.