• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Круглый стол «Развитие датацентричного управления в России»

Международная лаборатория цифровой трансформации в государственном управлении НИУ ВШЭ провела круглый стол «Развитие датацентричного управления в России». В рамках мероприятия были представлены доклады, призванные отразить взгляды на датацентричное государственное управление со стороны академической среды, государственного сектора и бизнеса. Кроме того, состоялась презентация коллективной монографии Международной лаборатории – «Датацентричное государственное управление: концепция, риски, барьеры».

Модератором круглого стола выступил Сергей Черемисин – исполнительный директор Центра передового опыта по данным и аналитике. В своём вступительном слове он подчеркнул актуальность темы датацентричного государственного управления, указав, что этот подход к управлению не только становится предметом научных дискуссий, но и начинает всё более активно внедряться в практику государственного управления в Российской Федерации.

Заведующий Международной лабораторией Евгений Стырин представил доклад «Датацентричное государственное управление: концепция, риски, барьеры», посвящённый одноимённой монографии и иным результатам и выводам исследований Международной лаборатории в этой области. Он описал наблюдаемые тренды в развитии и повышении актуальности концепции датацентричного управления и во внедрении в России технологий работы с данными, а также место датацентричной модели среди подходов к государственному управлению.

При этом внедрение датацентричного управления может сталкиваться со значительным спектром рисков и барьеров, среди которых отдельно было выделено цифровое доверие. Описав рассмотренный международный и отечественный опыт и перспективы по формированию стратегий и внедрению механизмов датацентричного управления, Евгений Стырин выделил актуальные проблемы, включая несовершенство нормативно-правовой базы, нехватку квалифицированных кадров, риски кибербезопасности, и недостаточное качество данных, среди прочих. Наконец, были даны рекомендации по развитию датацентричной модели государственного управления, включая описание условий и критериев её внедрения, и направления деятельности для решения существующих проблем и для повышения цифрового доверия.

Со вторым докладом «Цифровая трансформация налогового администрирования: от процесс-майнинга до искусственного интеллекта» выступил Александр Ляликов – заместитель начальника Управления организационного развития и пользовательского опыта ФНС России. Он описал масштабы сбора и использования службой данных для налогового администрирования и предоставления социальной и экономической статистики. Отметив постепенный переход деятельности ФНС к человекоцентричному подходу, докладчик рассказал о реализованных проектах работы с данными, включая платформу поставки данных «ВПД», сервисы для регистрации самозанятых, автоматизированную упрощённую систему налогообложения, систему «Дашборд Губернатора», единый государственный реестр ЗАГС и единый регистр населения.

Александр Ляликов описал применение инструментов, основанных на данных, для решения проблем неэффективной организации труда, документооборота, внутри- и межведомственного взаимодействия и взаимодействия с гражданами. Процесс-майнинг позволяет ФНС оптимизировать рабочие процессы с помощью анализа их цифрового следа. Технологии искусственного интеллекта применяются для эффективного анализа собираемых данных и предоставления электронных услуг, включая аналитику чеков контрольно-кассовой техники, регистрацию индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, и постановку на учёт «самозанятых». В заключение докладчик подчеркнул стремление ФНС к совершенствованию пользовательского опыта и учёту обратной связи.

Заключительным выступлением стал доклад «Подходы к построению технологической инфраструктуры для управления данными» Виктора Урусова – генерального директора технологической компании «Скала^р». Он назвал одним из главных вызовов для отрасли экспоненциальное усложнение топологии систем управления данными, вызванное ростом объёмов данных и взаимосвязанности систем. Однако современные комплексные решения, изначально разработанные зарубежными технологическими компаниями, сейчас стали широко доступны. Успешный перенос технологий и методологий позволил отечественному государственному сектору добиться лидирующих позиций в мире по внедрению управления на основе данных, а крупнейшие российские компании разрабатывают аналоги зарубежных технологий управления данными.

Одной из основных угроз для развития управления на основе данных докладчик назвал нехватку доверия к данным. Для его повышения необходимо обеспечение информационной безопасности, технологической независимости на международном уровне, и функциональной устойчивости систем. Кроме этого, значительной проблемой является повышающаяся сложность управления системами работы с данными, что вызвано как повышением объёмов данных, так и усложнением методик их анализа (в особенности – внедрением ИИ). Управление на основе данных становится менее прозрачным, что вредит цифровому доверию и может приводить к принятию некорректных решений. Поэтому создаются системы контроля и управления информационными системами, отслеживающие корректность их работы. Однако, подчеркнул Виктор Урусов, для дальнейшего решения этой проблемы необходима кооперация разработчиков с академической средой.

Докладчики ответили на вопросы модератора и аудитории, затронув, в частности: ключевые факторы развития датацентричного государственного управления. В числе таковых: цифровое доверие населения и компетенции государственных служащих, особенности внедрения датацентричного управления на региональном уровне, использование и защита персональных данных граждан. В заключительном слове Евгений Стырин поблагодарил всех выступавших и участников, и отметил, что, несмотря на рассмотрение датацентричного управления с разных позиций, докладчики сошлись во многих мнениях и выводах, что может послужить основой для дальнейшего сотрудничества и обмена опытом.