Опубликована статья «Павел Дуров и цифровой стратегический тупик»
Журнал «Россия в глобальной политике» опубликовал статью «Павел Дуров и цифровой стратегический тупик» Евгения Дискина, научного сотрудника Международной лаборатории цифровой трансформации в государственном управлении ИГМУ НИУ ВШЭ, в №6 за 2024 г.
Статья подготовлена в рамках Программы фундаментальных исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) и доступна для скачивания на сайте журнала.
В рамках публикации делается вывод о том, что арест Павла Дурова во Франции может являться значительной угрозой цифровому и информационному суверенитету Российской Федерации. В частности, Евгений Дискин связывает обвинения в «содействии распространению детской порнографии» и других тяжких преступлениях, выдвинутые против Дурова, с попытками западных стран ограничить свободу слова в интернете и взять под контроль альтернативные платформы, такие как Telegram. В частности, данный вывод делается на том основании, что обвинения против Дурова уникальны и не выдвигаются против руководителей других мессенджеров (например, Signal), уровень анонимности которых значительно выше, чем у Telegram.
Данная интернет-платформа, число пользователей которой достигло 1 миллиарда человек, играет огромную роль в обеспечении доступа российских пользователей в мировое информационное пространство, в обеспечении информационного обмена внутри страны, в том числе в рамках обеспечения государственного и муниципального управления.
Тем не менее, существует иллюзия того, что Telegram это дружественная или даже «отечественная площадка», которая будет несмотря ни на что обеспечивать интересы России в информационном пространстве, например, отказываться от исполнения санкций в отношении российских новостных агентств. Тем не менее нет никаких оснований считать, что данная политика будет сохраняться в долгосрочной перспективе и необходима выработка стратегии дальнейших действий Российской Федерации.
В частности, в статье отмечается необходимость выработки совместной позиции стран БРИКС для защиты информационного суверенитета и обеспечения свободы слова в интернете. Данную задачу может решить создание специальной рабочей группы в рамках группы БРИКС.