На чиновниках сэкономят триллион
Правительство подтвердило, что для вступления в силу новой Федеральной контрактной системы (ФКС) с 1 января, все готово. С ее помощью рассчитывают сэкономить на госзакупках не меньше триллиона рублей за три года. При этом 2014 год для ФКС будет переходным.
С нового года на смену пресловутому 94 закону о госзакупках пришли новые правила игры. "Несмотря на сжатые сроки, удалось подготовить всю нормативную базу для перехода на Федеральную контактную систему", - констатировал министр РФ по делам открытого правительства Михаил АБЫЗОВ на заседании круглого стола, посвященном ФКС. Он добавил, что к маю 2014 года специальная рабочая группа, по заданию президента, обобщит практику применения нового законодательства и подготовит свои рекомендации по тем разделам, которые еще нужно будет доработать. Хотя одну корректировку произведут раньше. По словам Михаила АБЫЗОВА, после консультаций с экспертами все элементы не только аукционных, но и конкурсной процедур решили перевести в электронный вид. "В ближайшее время будет принято дополнение к уже принятому закону, в рамках которого все конкурсной процедуры будут проходить на электронных площадках. Это повысит их эффективность", - подытожил министр.
На контрактную систему возлагаются большие надежды. К примеру, одно из нововведений - нормирование расходов по видам закупок - должно избавить госведомства от главной проблемы - соблазна пускать казенные деньги не туда, куда надо. Сколько средств можно тратить, к примеру, на автомобили, оргтехнику, мебель, определит правительство. Как уточнил "РГ" представитель Минэкономразвития Сергей ИКРЯННИКОВ, система нормирования может заработать уже в начале 2014 года. Хотя на старте список товаров и услуг не охватит все нужды госведомств: его будут пополнять постепенно.
Каждое госведомство теперь будет обязано готовить и защищать свой план закупок на год вперед. Так что следить за соблюдением требований закона станет проще. Тем более, что ФКС подразумевает не только предварительный, но и текущий и последующий контроль закупок. Это одно из основных ее отличий от действующей системы. Сейчас, напомним, Федеральная антимонопольная служба отслеживает только процедуру размещения заказа. А органы финансового контроля проводят проверки после совершения всех финансовых операций, когда уже ничего нельзя изменить.
Новая система дает широкие полномочия для общественных контролеров. Кроме того, она обязывает заказчиков выносить сверхдорогие покупки на общественное обсуждение. Процедура предполагает два этапа. Первый - обсуждение закупки на специальном форуме в Интернете. Второй этап - очные публичные слушания с участием всех заинтересованных лиц. В принципе, эта практика уже начала действовать. И некоторые заказчики в ходе общественного обсуждения отменяют закупки или вносят изменения в документацию о закупке, видимо, не желая отвечать на непростые вопросы общественности, констатируют в Минэкономразвития.
Эксперты, впрочем, отмечают, что не все общественные контролеры пока обладают достаточной квалификацией, а те, кто работает в регионах, часто даже не имеют понятия о полномочиях, которые им предоставляет новый закон о ФКС. "Самый популярный ответ общественников на вопрос, знаете ли вы о новых процедурах, - слышал, но подробностей не знаю. А у 62 процентов опрошенных нет даже реального опыта участия в общественных обсуждениях закупок", - сообщила Вероника ДЖУЖОМА, сотрудник Центра региональных программ совершенствования государственного и муниципального управления ИГМУ НИУ ВШЭ. Эту проблему тоже придется решать.
Тем не менее, в целом эксперты разделяют оптимизм правительства по поводу готовности к переходу на ФКС. Но только в части буквы закона. "Новые правила игры еще придется отрабатывать на практике. И не исключено, что первое время трясти всех будет жестко", - резюмировал руководитель комитета по госзаказу "Опоры России" Илия ДИМИТРОВ.
Кстати
В России может появиться уполномоченный по закупкам. Михаил АБЫЗОВ идею поддержал, но предложил вернуться к ней через полгода.
Источник: Российская газета
Джужома Вероника Викторовна
Директор Центра правовой экспертизы и аналитики