• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

101000 Москва, улица Мясницкая, дом 11

Приёмная:
+7 (495) 621-64-18;
+7 (495) 772-95-90 *111-74

E-mail: ipag@hse.ru

Руководство
Книга
Российско-китайский диалог: модель 2019

Лузянин С. Г., Кортунов А., Карнеев А. и др.

РСМД, Фуданьский университет, 2019.

Глава в книге
Performance-Based Budgeting in Russia

Klimenko A.

In bk.: Performance-Based Budgeting in the Public Sector. Palgrave Macmillan, 2019. P. 161-176.

Препринт
Public Service Motivation as a Predictor of Altruism, Dishonesty, and Corruption

Gans-Morse J., Kalgin A., Klimenko A. et al.

Working Paper Series . WP-19-16. Northwestern Institute for Policy Research, 2019

Д. Медведев провел совещание по вопросам работы Экспертного совета при Правительстве по государственным расходам и закупкам

Пред­се­да­тель Пра­ви­тель­ства РФ  Дмит­рий МЕДВЕДЕВ  5 сен­тяб­ря про­вел со­ве­ща­ние по воп­ро­сам ра­бо­ты Экс­перт­но­го со­ве­та при Пра­ви­тель­стве в час­ти со­вер­шенс­тво­ва­ния об­щест­вен­но­го конт­ро­ля го­су­дарс­твен­ных рас­хо­дов, за­ку­пок и ин­вес­ти­ций.

В спис­ке участ­ни­ков: ми­нистр РФ Ми­ха­ил АБЫЗОВ, ге­не­раль­ный ди­рек­тор го­су­дарс­твен­ной кор­по­ра­ции по атом­ной энер­гии «Ро­са­том» Сер­гей КИРИЕНКО, пер­вый про­рек­тор НИУ «Выс­шая шко­ла эко­но­ми­ки», ко­ор­ди­на­тор ра­бо­чей груп­пы Алек­сандр ШАМРИН, пер­вый за­мес­ти­тель ге­не­раль­но­го ди­рек­то­ра Все­рос­сий­ско­го цент­ра изу­че­ния об­щест­вен­но­го мне­ния Конс­тан­тин АБРАМОВ, пре­зи­дент Об­ще­рос­сий­ской об­щест­вен­ной ор­га­ни­за­ции ма­ло­го и сред­не­го предп­ри­ни­ма­тель­ства «Опо­ра Рос­сии»Алек­сандр БРЕЧАЛОВ, ру­ко­во­ди­тель ра­бо­чей груп­пы по соз­да­нию Меж­ду­на­род­но­го фи­нан­со­во­го цент­ра в РФ при Со­ве­те при пре­зи­ден­те РФ по раз­ви­тию фи­нан­со­во­го рын­ка Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции Алек­сандр ВОЛОШИН, ге­не­раль­ный ди­рек­тор На­ци­ональ­ной ас­со­ци­ации инс­ти­ту­тов за­ку­пок Сер­гей ГАБЕСТРО и дру­гие предс­та­ви­те­ли ор­га­нов влас­ти, на­уч­но­го и экс­перт­но­го со­об­щест­ва.

В рам­ках со­ве­ща­ния Дмит­рий МЕДВЕДЕВ вы­ра­зил на­деж­ду, что вступ­ле­ние в си­лу за­ко­на о Фе­де­раль­ной конт­ракт­ной сис­те­ме поз­во­лит ми­ни­ми­зи­ро­вать проб­ле­му кор­руп­ции при гос­рас­хо­дах. Важ­но не толь­ко за­ни­мать­ся по­вы­ше­ни­ем эф­фек­тив­нос­ти бюд­жет­ных рас­хо­дов, но и ре­ше­ни­ем дру­гих за­дач, ко­то­рые так или ина­че пря­мо или кос­вен­но свя­за­ны с гос­за­куп­ка­ми», — ука­зал премь­ер.

По его сло­вам, гос­за­куп­ки — это в том чис­ле средс­тво под­держ­ки ин­но­ва­ци­он­ных про­дук­тов, а так­же ма­ло­го и сред­не­го биз­не­са.

Со­вер­шенс­тво­ва­ние сис­те­мы гос­за­ку­пок — один из при­ори­те­тов ра­бо­ты сис­те­мы Отк­ры­то­го пра­ви­тель­ства. В чис­ле глав­ных за­дач — обес­пе­че­ние конт­ро­ля над гос­за­куп­ка­ми со сто­ро­ны граж­данс­ко­го об­щест­ва, мо­ни­то­ринг внед­ре­ния Фе­де­раль­ной конт­ракт­ной сис­те­мы, раз­ра­бот­ка ме­то­ди­чес­ких ре­ко­мен­да­ций, масш­та­би­ро­ва­ние луч­ших прак­тик. Со­от­ветс­тву­ющи­ми воп­ро­са­ми за­ни­ма­ет­ся ра­бо­чая груп­па Экс­перт­но­го со­ве­та при пра­ви­тель­стве РФ.

При­ори­тет­ное вни­ма­ние уде­ля­лось воп­ро­сам об­щест­вен­но­го конт­ро­ля, воп­ро­сам дос­туп­нос­ти и объ­ек­тив­нос­ти пре­дос­тав­ля­емой ин­фор­ма­ции», — от­ме­тил ми­нистр по воп­ро­сам Отк­ры­то­го пра­ви­тель­ства Ми­ха­ил АБЫЗОВ.

С целью ми­ни­ми­за­ции рис­ков внед­ре­ния ФКС уже ре­али­зу­ют­ся ряд пи­лот­ных про­ек­тов с при­ме­не­ни­ем но­вых про­це­дур раз­ме­ще­ния гос­за­ка­за: на ба­зе «Ро­са­то­ма», а так­же в Ка­лужс­кой, Во­ло­годс­кой, Но­во­си­бирс­кой об­лас­тях, Та­тарс­та­не, Баш­ки­рии и Крас­но­ярс­ком крае. По сло­вам АБЫЗОВА, ФКС по­ка­за­ла боль­шую эф­фек­тив­ность по срав­не­нию с 94-м ФЗ.

«Фе­де­раль­ная конт­ракт­ная сис­те­ма поз­во­ля­ет при­ме­нять бо­лее кон­ку­рент­ные за­ку­поч­ные про­це­ду­ры... С дру­гой сто­ро­ны, ФКС поз­во­ля­ет про­из­во­дить «ум­ные» за­куп­ки, ко­то­рые поз­во­ля­ют за­куп­ки то­ва­ров и ус­луг, а так­же ин­вес­ти­ции го­су­дарс­тва, свя­зан­ные с так на­зы­ва­емы­ми конт­рак­та­ми пол­но­го жиз­нен­но­го цик­ла и пол­ной сто­имостью вла­де­ния. То есть иног­да не са­мое эф­фек­тив­ное – ку­пить са­мое де­ше­вое, то, что быст­ро вый­дет из строя. Но­вые кри­те­рии ФКС поз­во­ля­ют про­во­дить за­куп­ки с тон­кой до­наст­рой­кой на фи­наль­ный ре­зуль­тат», — расс­ка­зал ми­нистр о ре­зуль­та­тах ана­ли­за ФКС.

В про­цес­се ре­али­за­ции пи­лот­ных про­ек­тов вы­яв­ле­ны и не­ко­то­рые проб­ле­мы, приз­нал Ми­ха­ил АБЫЗОВ. В част­нос­ти, речь идет о пе­рег­руз­ке ин­фор­ма­ци­он­ных сис­тем. Их ре­ше­но мо­дер­ни­зи­ро­вать до кон­ца го­да.

С вступ­ле­ни­ем в си­лу за­ко­на о ФКС ра­бо­та в фор­ма­те Отк­ры­то­го пра­ви­тель­ства по со­вер­шенс­тво­ва­нию сис­те­мы гос­за­ку­пок не за­вер­шит­ся – экс­пер­ты бу­дут про­дол­жать мо­ни­то­ринг и раз­ра­ба­ты­вать ре­ко­мен­да­ции по уст­ра­не­нию воз­ни­ка­ющих в про­цес­се при­ме­не­ния ФКС проб­лем.

Сей­час сис­те­ма за­ку­пок для го­су­дарс­твен­ных нужд ре­гу­ли­ру­ет­ся фе­де­раль­ным за­ко­ном № 94-ФЗ. Со­ци­оло­ги из ВЦИ­ОМ и SuperJob вы­яс­ни­ли, что от­но­ше­ние к ны­неш­ней сис­те­ме гос­за­ку­пок и со сто­ро­ны граж­дан, и со сто­ро­ны про­фес­си­ональ­но­го со­об­щест­ва, ско­рее, не­га­тив­ное. .

«80% на­се­ле­ния Рос­сии… счи­та­ет, что она [сис­те­ма гос­за­ку­пок], мяг­ко го­во­ря, не сов­сем проз­рач­ная и спра­вед­ли­вая», — ука­зал пер­вый за­мес­ти­тель ге­не­раль­но­го ди­рек­то­ра ВЦИ­ОМ Конс­тан­тин АБРАМОВ. С 1 ян­ва­ря 2014 го­да в си­лу всту­пит Фе­де­раль­ный за­кон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О конт­ракт­ной сис­те­ме в сфе­ре за­ку­пок то­ва­ров, ра­бот, ус­луг для обес­пе­че­ния го­су­дарс­твен­ных и му­ни­ци­паль­ных нужд». То есть Еди­ный по­ря­док за­ку­пок бу­дет дей­ство­вать и на ре­ги­ональ­ном, и му­ни­ци­паль­ном уров­нях. Им вво­дит­ся но­вый инс­ти­тут учас­тия об­щест­вен­нос­ти в про­цес­се за­ку­пок для го­су­дарс­твен­ных и му­ни­ци­паль­ных нужд, в том чис­ле на эта­пе их пла­ни­ро­ва­ния. 63% рес­пон­ден­тов счи­та­ют пуб­лич­ный граж­данс­кий конт­роль за гос­рас­хо­да­ми эф­фек­тив­ной ме­рой, а 55% оп­ро­шен­ных граж­дан го­то­вы при­ни­мать учас­тие в та­ком конт­ро­ле, уточ­нил АБРАМОВ.

По рас­че­там экс­пер­тов, вве­де­ние но­вой сис­те­мы гос­за­ку­пок в пер­вый год поз­во­лит эко­но­мить до 700 млрд руб­лей в год, сви­де­тель­ству­ет исс­ле­до­ва­ние Выс­шей шко­лы эко­но­ми­ки, под­го­тов­лен­ное для Экс­перт­но­го со­ве­та при Пра­ви­тель­стве.

Как ска­зал пер­вый про­рек­тор ВШЭ Алек­сандр ШАМРИН, об­щест­вен­ные слу­ша­ния не­об­хо­ди­мо пе­ре­ме­щать на этап пла­ни­ро­ва­ния. Кро­ме то­го, экс­пер­ты пред­ла­га­ют раз­ра­бо­тать но­вую сис­те­му ра­бо­ты ор­га­нов ис­пол­ни­тель­ной влас­ти с вве­де­ни­ем пер­со­наль­ной от­ветс­твен­нос­ти за ре­зуль­тат, рей­тин­го­ва­ние за­каз­чи­ков, оцен­ки эф­фек­тив­нос­ти за­ку­поч­ной де­ятель­нос­ти. Экс­перт­ный со­вет го­тов раз­ра­бо­тать и предс­та­вить на об­суж­де­ние пред­ло­же­ния по это­му воп­ро­су», — от­ме­тил ШАМРИН.

Участ­ни­ки со­ве­ща­ния идею вы­ра­бот­ки кри­те­ри­ев эф­фек­тив­нос­ти за­ку­поч­ной де­ятель­нос­ти и рей­тин­го­ва­ния ми­нис­терств под­дер­жа­ли. Эта сис­те­ма бу­дет под­го­тов­ле­на в пер­вом квар­та­ле. Я на­де­юсь, что по ре­зуль­та­там 2014 го­да уже бу­дут об­на­ро­до­ва­ны ре­зуль­та­ты», — уточ­нил Ми­ха­ил АБЫЗОВ.

Под­го­тов­ка ма­те­ри­алов к со­ве­ща­нию ве­лась, в том чис­ле, Цент­ром ре­ги­ональ­ных прог­рамм со­вер­шенс­тво­ва­ния го­су­дарс­твен­но­го и му­ни­ци­паль­но­го уп­рав­ле­ния ИГ­МУ НИУ ВШЭ.


Док­лад А.Т. Шам­ри­на (Вы­держ­ка из Сте­ног­рам­мы встре­чи Дмит­рия Мед­ве­де­ва с чле­на­ми Экс­перт­но­го со­ве­та при Пра­ви­тель­стве Рос­сии о со­вер­шенс­тво­ва­нии об­щест­вен­но­го конт­ро­ля го­су­дарс­твен­ных рас­хо­дов, за­ку­пок и ин­вес­ти­ций):

А.Шам­рин  (пер­вый про­рек­тор На­ци­ональ­но­го исс­ле­до­ва­тель­ско­го уни­вер­си­те­та «Выс­шая шко­ла эко­но­ми­ки») : Ува­жа­емый Дмит­рий Ана­толь­евич! Ува­жа­емые кол­ле­ги! Со­вер­шен­но оче­вид­но, что по­тен­ци­ал 94-го ФЗ пол­ностью ис­чер­пан, и на слай­де вид­но, что кор­руп­ция и мо­шен­ни­чест­во за го­ды дей­ствия за­ко­на пе­ре­мес­ти­лись в сфе­ры го­су­дарс­твен­но­го за­ка­за, ко­то­рые ли­бо не пол­ностью под­вер­же­ны, ли­бо сов­сем не под­вер­же­ны нор­ма­тив­но­му ре­гу­ли­ро­ва­нию, – это пла­ни­ро­ва­ние и ис­пол­не­ние конт­рак­тов.

И на слай­де предс­тав­ле­ны лишь са­мые яр­кие бо­ле­вые точ­ки мо­шен­ни­чест­ва и кор­руп­ции. Чест­но го­во­ря, ког­да мы го­то­ви­ли пре­зен­та­цию, в слайд не умес­ти­лись все проб­ле­мы, ко­то­рые су­щест­ву­ют се­год­ня в го­су­дарс­твен­ном за­ка­зе, свя­зан­ные с кор­руп­ци­ей и мо­шен­ни­чест­вом. Проб­ле­мы 94-го ФЗ – узость ра­мок пра­во­во­го ре­гу­ли­ро­ва­ния, ог­ра­ни­чен­ность сис­те­мы конт­ро­ля, от­сутс­твие сис­те­мы об­щест­вен­но­го конт­ро­ля, от­сутс­твие клю­че­вых по­ка­за­те­лей эф­фек­тив­нос­ти дей­ствий го­су­дарс­твен­ных за­каз­чи­ков и, са­мое глав­ное, низ­кая мо­ти­ва­ция гос­за­каз­чи­ков на дос­ти­же­ние ре­зуль­та­та. То есть сло­жи­лась си­ту­ация, ког­да единс­твен­ным по­ка­за­те­лем эф­фек­тив­нос­ти дей­ствий гос­за­каз­чи­ка яв­ля­ет­ся сле­пое сле­до­ва­ние про­це­ду­рам и чи­нов­ник прак­ти­чес­ки пе­рес­тал от­ве­чать за ко­неч­ный ре­зуль­тат.

Сле­ду­ющий слайд. В об­щест­ве и в биз­не­се, как сей­час кол­ле­га это подт­вер­дил, вы­со­ки ожи­да­ния по­зи­тив­ных пе­ре­мен в сфе­ре гос­за­ку­пок в свя­зи с вве­де­ни­ем конт­ракт­ной сис­те­мы. Внед­ря­емая конт­ракт­ная сис­те­ма, ко­неч­но, об­ла­да­ет дос­та­точ­но вы­со­ким по­тен­ци­алом эф­фек­тив­нос­ти. По экс­перт­ной оцен­ке, на пер­вом эта­пе в го­до­вом ис­чис­ле­нии пер­вич­ный эко­но­ми­чес­кий эф­фект мо­жет дос­тичь до 700 млрд руб­лей, ко­то­рый скла­ды­ва­ет­ся из то­го, что бу­дет по­вы­ше­на обос­но­ван­ность за­ку­пок, сни­зит­ся до­ля не­сос­то­яв­ших­ся тор­гов. Се­год­ня, к при­ме­ру, все­го лишь 50% конт­рак­тов зак­лю­ча­ет­ся в ре­зуль­та­те тор­гов, прак­ти­чес­ки на тор­ги при­хо­дят в сред­нем толь­ко два участ­ни­ка. Час­то бы­ва­ет, что вто­рой – это спой­лер пер­во­го. Да­лее, это вве­де­ние нор­ми­ро­ва­ния по ос­нов­ным ви­дам за­ку­пок, что очень важ­но для ин­вес­ти­ци­он­но­го кли­ма­та – это уве­ли­че­ние кон­ку­рен­ции на тор­гах.

Но эф­фект от конт­ракт­ной сис­те­мы не ис­чер­пы­ва­ет­ся эко­но­ми­чес­ким эф­фек­том. Де­ло в том, что мы ожи­да­ем по­вы­ше­ния ка­чест­ва удов­лет­во­ре­ния го­су­дарс­твен­ных нужд, сок­ра­тят­ся вре­мен­ные из­держ­ки на про­ве­де­ние пов­тор­ных про­це­дур, по­вы­сит­ся проз­рач­ность за­ку­пок для об­щест­ва и на­ко­нец-то бу­дет соз­да­на эф­фек­тив­ная сис­те­ма об­щест­вен­но­го конт­ро­ля. Что важ­но: эф­фек­тив­ность учас­тия в за­куп­ках для субъ­ек­тов эко­но­ми­чес­кой де­ятель­нос­ти бу­дет рез­ко по­вы­ше­на. Сле­ду­ющий слайд. В этой свя­зи экс­перт­ный со­вет про­вёл срав­не­ние 94-го и 44-го за­ко­нов в це­лях вы­яв­ле­ния рис­ков, а так­же оцен­ки воз­мож­нос­тей пе­ре­хо­да к конт­ракт­ной сис­те­ме. И на­до ска­зать, что к серь­ёз­ным рис­кам, свя­зан­ным с пе­ре­хо­дом, от­но­сит­ся воз­мож­ное за­тя­ги­ва­ние про­цес­сов за­ку­пок, зна­чи­тель­ный объ­ём пра­во­во­го ре­гу­ли­ро­ва­ния под­за­кон­ны­ми ак­та­ми, проб­ле­ма адек­ват­нос­ти ин­фор­ма­ци­он­но­го обес­пе­че­ния, но и, не ме­нее важ­но, – это рис­ки ис­поль­зо­ва­ния ме­ха­низ­мов об­щест­вен­но­го конт­ро­ля как спо­со­ба кош­ма­рить биз­нес, по­то­му что се­год­ня воз­мож­нос­ти об­щест­вен­но­го конт­ро­ля вы­со­ки, но при этом и пра­во­соз­на­ние, и, со­от­ветс­твен­но, го­тов­ность об­щест­вен­ных ор­га­ни­за­ций выс­ту­пать в по­зи­тив­ной ро­ли тре­бу­ет ос­мыс­ле­ния. Сле­ду­ющий слайд.

В этой свя­зи, как уже ска­зал Дмит­рий Ана­толь­евич, мы сфор­ми­ро­ва­ли це­лый комп­лекс ме­роп­ри­ятий, из ко­то­рых клю­че­вы­ми яв­ля­ют­ся де­ятель­ность ра­бо­чей груп­пы и ре­али­за­ция пи­лот­но­го про­ек­та по от­ра­бот­ке инс­ти­ту­тов конт­ракт­ной сис­те­мы в ре­ги­онах и в гос­кор­по­ра­ции «Ро­са­том». Ра­бо­чая груп­па ос­нов­ной сво­ей де­ятель­ностью име­ла раз­ра­бот­ку пред­ло­же­ний по инс­ти­ту­там конт­ракт­ной сис­те­мы и от­ра­бот­ку про­ек­тов нор­ма­тив­ных ак­тов и раз­ра­бот­ку ре­ко­мен­да­ций, ко­то­рые впос­ледс­твии нап­рав­ля­лись в Ми­нэ­ко­ном­раз­ви­тия, и Ми­нэ­ко­ном­раз­ви­тия при под­го­тов­ке про­ек­тов нор­ма­тив­ных ак­тов ис­поль­зо­ва­ло эту ин­фор­ма­цию.

Что ка­са­ет­ся пи­лот­но­го про­ек­та, то ос­нов­ны­ми за­да­ча­ми пи­лот­но­го про­ек­та яв­ля­ют­ся от­ра­бот­ка ме­ха­низ­мов и ин­фор­ма­ци­он­ной проз­рач­нос­ти, от­ра­бот­ка эф­фек­тив­ных мо­де­лей об­щест­вен­но­го конт­ро­ля, от­ра­бот­ка ме­ха­низ­мов пла­ни­ро­ва­ния, нор­ми­ро­ва­ния и дру­гих инс­ти­ту­тов конт­ракт­ной сис­те­мы, ус­лов­но го­во­ря, в по­ле: как это ре­аль­но бу­дет ре­али­зо­вы­вать­ся. Мы ра­бо­та­ем с груп­пой ре­ги­онов, в ко­то­рых есть дос­та­точ­но силь­ный по­тен­ци­ал го­су­дарс­твен­ных за­каз­чи­ков, и мы прак­ти­чес­ки мо­де­ли­ру­ем все инс­ти­ту­ты конт­ракт­ной сис­те­мы, собс­твен­но, на прак­ти­ке. Об этом, я на­де­юсь, ска­жут дру­гие участ­ни­ки со­ве­ща­ния, ко­то­рые предс­тав­ля­ют пи­лот­ные пло­щад­ки.

Сле­ду­ющий слайд, по­жа­луй­ста. В этой свя­зи хо­те­лось бы ска­зать, что об­лик конт­ракт­ной сис­те­мы бу­дет оп­ре­де­лять­ся со­дер­жа­ни­ем под­за­кон­ных ак­тов. 37 под­за­кон­ных ак­тов долж­но быть под­го­тов­ле­но до кон­ца го­да, то есть прак­ти­чес­ки, да­же ариф­ме­ти­чес­ки оче­вид­но, где-то 10 пос­та­нов­ле­ний Пра­ви­тель­ства долж­но вы­хо­дить в ме­сяц. В этой свя­зи экс­перт­ный со­вет и сей­час, и в даль­ней­шем го­тов ока­зы­вать под­держ­ку фе­де­раль­ным ор­га­нам ис­пол­ни­тель­ной влас­ти, преж­де все­го Ми­нэ­ко­ном­раз­ви­тия, по вы­ра­бот­ке эф­фек­тив­ных пред­ло­же­ний по пост­ро­ению конт­ракт­ной сис­те­мы. Мы эти эф­фек­тив­ные пред­ло­же­ния, ко­неч­но же, преж­де все­го чер­па­ем в пи­лот­ных ре­ги­онах, от­ра­ба­ты­вая в том чис­ле и в гос­кор­по­ра­ции «Ро­са­том».

Мы счи­та­ем, что та­кой опыт пред­ва­ри­тель­ной под­го­тов­ки сре­ды для внед­ре­ния серь­ёз­ных ре­фор­ма­торс­ких ме­ха­низ­мов мог бы быть ис­поль­зо­ван и в дру­гих сис­тем­ных ре­фор­мах. О про­ме­жу­точ­ных ито­гах, я ду­маю, ска­жут кол­ле­ги, но хо­те­лось бы ска­зать сле­ду­ющее по пи­лот­ным про­ек­там.

Пер­вое – участ­ни­ки пи­лот­но­го про­ек­та от­ме­ча­ют ус­лож­не­ние про­це­дур и ожи­да­ют воз­рас­та­ния из­дер­жек на ре­али­за­цию конт­ракт­ной сис­те­мы.

Вто­рое – гос­за­каз­чи­ки се­год­ня ис­пы­ты­ва­ют боль­шой де­фи­цит ме­то­ди­чес­кой под­держ­ки при под­го­тов­ке и вве­де­нии инс­ти­ту­та конт­ракт­ной сис­те­мы. От­дель­ная проб­ле­ма – это ква­ли­фи­ка­ция пер­со­на­ла и спо­соб­ность сот­руд­ни­ков конт­ракт­ных служб ра­бо­тать в но­вых ус­ло­ви­ях.

Хо­те­лось бы ска­зать ещё об эф­фек­тив­нос­ти об­щест­вен­ных слу­ша­ний. По­нят­но, что об­щест­вен­ные слу­ша­ния – это эф­фек­тив­ный инс­тру­мент для вы­ра­бот­ки ра­ци­ональ­ных или оп­ти­маль­ных ре­ше­ний, од­на­ко се­год­ня об­щест­вен­ные слу­ша­ния – это инс­ти­тут, ко­то­рый как бы на­хо­дит­ся сбо­ку. Он ре­али­зу­ет­ся на эта­пе, ког­да уже все ре­ше­ния о за­куп­ках при­ня­ты. По­это­му экс­перт­ный со­вет счи­та­ет не­об­хо­ди­мым расс­мот­реть воз­мож­ность пе­ре­мес­тить фо­кус об­щест­вен­ных слу­ша­ний на на­чаль­ный этап пла­ни­ро­ва­ния, это преж­де все­го. И во-вто­рых, не­об­хо­ди­ма чёт­кая рег­ла­мен­та­ция дей­ствий гос­за­каз­чи­ков, ГРБСов, конт­роль­ных ор­га­нов, об­щест­вен­ных ор­га­ни­за­ций по ре­зуль­та­там об­щест­вен­ных слу­ша­ний.

Се­год­ня об­щест­вен­ные слу­ша­ния прак­ти­чес­ки ни­ка­ко­го ре­зуль­та­та, вли­яния на собс­твен­но са­му за­куп­ку не ока­зы­ва­ют за ред­ким иск­лю­че­ни­ем, ког­да дей­стви­тель­но по­па­да­ет­ся доб­ро­со­вест­ный за­каз­чик, ко­то­рый слы­шит ре­зуль­та­ты и пы­та­ет­ся в этой свя­зи из­ме­нить пра­ви­ла конк­рет­ной за­куп­ки.

Мы счи­та­ем, что не­об­хо­ди­мо в свя­зи со слож­ностью за­ко­на пред­ло­жить ре­али­за­цию про­ек­та по мо­ни­то­рин­гу при­ме­не­ния фе­де­раль­но­го за­ко­на на пер­вые два го­да, 2014 и 2015 год, ус­лов­но так на­зы­ва­емый про­ект экс­перт­но­го соп­ро­вож­де­ния вве­де­ния в дей­ствие. Этот про­ект имел бы сво­ей целью оце­нить ос­нов­ные по­ка­за­те­ли эф­фек­тив­нос­ти за­ко­на, од­нов­ре­мен­но вы­ра­бо­тал бы ме­ха­низ­мы быст­ро­го ре­аги­ро­ва­ния на те проб­ле­мы, на те конк­рет­ные слу­чаи, с ко­то­ры­ми стал­ки­ва­ют­ся за­куп­щи­ки, то есть, ус­лов­но го­во­ря, мак­си­маль­но сок­ра­тить об­рат­ную связь меж­ду за­ко­но­да­те­лем и тем, кто при­ме­ня­ет этот за­кон.

Та­ким об­ра­зом, Дмит­рий Ана­толь­евич, на­ше пред­ло­же­ние зак­лю­ча­ет­ся в сле­ду­ющем. Пер­вое – про­дол­жить ре­али­за­цию пи­лот­но­го про­ек­та по ап­ро­ба­ции ос­нов­ных ме­ха­низ­мов 44-го за­ко­на. Вто­рое – про­вес­ти в 2014–2015 го­дах этот комп­лекс­ный пи­лот­ный про­ект с учас­ти­ем экс­перт­но­го со­ве­та, Ми­нис­терс­тва эко­но­ми­чес­ко­го раз­ви­тия, пи­лот­ных ре­ги­онов и дру­гих за­ин­те­ре­со­ван­ных ми­нис­терств и ве­домств. Третье: мы счи­та­ем, что нуж­на но­вая сис­те­ма ор­га­ни­за­ции ра­бо­ты с гос­за­куп­ка­ми в ор­га­нах влас­ти, ко­то­рая вклю­ча­ет в се­бя внед­ре­ние пер­со­наль­ной от­ветс­твен­нос­ти за ре­зуль­тат, рей­тин­го­ва­ние за­каз­чи­ков, оцен­ку эф­фек­тив­нос­ти за­ку­поч­ной де­ятель­нос­ти по чёт­ко оп­ре­де­лён­ным по­ка­за­те­лям. Экс­перт­ный со­вет го­тов раз­ра­бо­тать и предс­та­вить на об­суж­де­ние пред­ло­же­ния по это­му воп­ро­су. Да­лее: ре­ко­мен­до­вать раз­ра­бо­тать ад­ми­нист­ра­тив­ные рег­ла­мен­ты за­ку­поч­ной де­ятель­нос­ти гос­за­каз­чи­ка, и, на­ко­нец (и не ме­нее важ­но), соз­дать сис­те­му ме­то­ди­чес­кой под­держ­ки де­ятель­нос­ти гос­за­каз­чи­ков, а так­же про­фес­си­ональ­ной под­го­тов­ки.

Д.Мед­ве­дев: Спа­си­бо боль­шое.

Источник : Цент­р ре­ги­ональ­ных прог­рамм со­вер­шенс­тво­ва­ния го­су­дарс­твен­но­го и му­ни­ци­паль­но­го уп­рав­ле­ния ИГ­МУ НИУ ВШЭ