Д. Медведев провел совещание по вопросам работы Экспертного совета при Правительстве по государственным расходам и закупкам
Председатель Правительства РФ Дмитрий МЕДВЕДЕВ 5 сентября провел совещание по вопросам работы Экспертного совета при Правительстве в части совершенствования общественного контроля государственных расходов, закупок и инвестиций.
В списке участников: министр РФ Михаил АБЫЗОВ, генеральный директор государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» Сергей КИРИЕНКО, первый проректор НИУ «Высшая школа экономики», координатор рабочей группы Александр ШАМРИН, первый заместитель генерального директора Всероссийского центра изучения общественного мнения Константин АБРАМОВ, президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России»Александр БРЕЧАЛОВ, руководитель рабочей группы по созданию Международного финансового центра в РФ при Совете при президенте РФ по развитию финансового рынка Российской Федерации Александр ВОЛОШИН, генеральный директор Национальной ассоциации институтов закупок Сергей ГАБЕСТРО и другие представители органов власти, научного и экспертного сообщества.
В рамках совещания Дмитрий МЕДВЕДЕВ выразил надежду, что вступление в силу закона о Федеральной контрактной системе позволит минимизировать проблему коррупции при госрасходах. Важно не только заниматься повышением эффективности бюджетных расходов, но и решением других задач, которые так или иначе прямо или косвенно связаны с госзакупками», — указал премьер.
По его словам, госзакупки — это в том числе средство поддержки инновационных продуктов, а также малого и среднего бизнеса.
Совершенствование системы госзакупок — один из приоритетов работы системы Открытого правительства. В числе главных задач — обеспечение контроля над госзакупками со стороны гражданского общества, мониторинг внедрения Федеральной контрактной системы, разработка методических рекомендаций, масштабирование лучших практик. Соответствующими вопросами занимается рабочая группа Экспертного совета при правительстве РФ.
Приоритетное внимание уделялось вопросам общественного контроля, вопросам доступности и объективности предоставляемой информации», — отметил министр по вопросам Открытого правительства Михаил АБЫЗОВ.
С целью минимизации рисков внедрения ФКС уже реализуются ряд пилотных проектов с применением новых процедур размещения госзаказа: на базе «Росатома», а также в Калужской, Вологодской, Новосибирской областях, Татарстане, Башкирии и Красноярском крае. По словам АБЫЗОВА, ФКС показала большую эффективность по сравнению с 94-м ФЗ.
«Федеральная контрактная система позволяет применять более конкурентные закупочные процедуры... С другой стороны, ФКС позволяет производить «умные» закупки, которые позволяют закупки товаров и услуг, а также инвестиции государства, связанные с так называемыми контрактами полного жизненного цикла и полной стоимостью владения. То есть иногда не самое эффективное – купить самое дешевое, то, что быстро выйдет из строя. Новые критерии ФКС позволяют проводить закупки с тонкой донастройкой на финальный результат», — рассказал министр о результатах анализа ФКС.
В процессе реализации пилотных проектов выявлены и некоторые проблемы, признал Михаил АБЫЗОВ. В частности, речь идет о перегрузке информационных систем. Их решено модернизировать до конца года.
С вступлением в силу закона о ФКС работа в формате Открытого правительства по совершенствованию системы госзакупок не завершится – эксперты будут продолжать мониторинг и разрабатывать рекомендации по устранению возникающих в процессе применения ФКС проблем.
Сейчас система закупок для государственных нужд регулируется федеральным законом № 94-ФЗ. Социологи из ВЦИОМ и SuperJob выяснили, что отношение к нынешней системе госзакупок и со стороны граждан, и со стороны профессионального сообщества, скорее, негативное. .
«80% населения России… считает, что она [система госзакупок], мягко говоря, не совсем прозрачная и справедливая», — указал первый заместитель генерального директора ВЦИОМ Константин АБРАМОВ. С 1 января 2014 года в силу вступит Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». То есть Единый порядок закупок будет действовать и на региональном, и муниципальном уровнях. Им вводится новый институт участия общественности в процессе закупок для государственных и муниципальных нужд, в том числе на этапе их планирования. 63% респондентов считают публичный гражданский контроль за госрасходами эффективной мерой, а 55% опрошенных граждан готовы принимать участие в таком контроле, уточнил АБРАМОВ.
По расчетам экспертов, введение новой системы госзакупок в первый год позволит экономить до 700 млрд рублей в год, свидетельствует исследование Высшей школы экономики, подготовленное для Экспертного совета при Правительстве.
Как сказал первый проректор ВШЭ Александр ШАМРИН, общественные слушания необходимо перемещать на этап планирования. Кроме того, эксперты предлагают разработать новую систему работы органов исполнительной власти с введением персональной ответственности за результат, рейтингование заказчиков, оценки эффективности закупочной деятельности. Экспертный совет готов разработать и представить на обсуждение предложения по этому вопросу», — отметил ШАМРИН.
Участники совещания идею выработки критериев эффективности закупочной деятельности и рейтингования министерств поддержали. Эта система будет подготовлена в первом квартале. Я надеюсь, что по результатам 2014 года уже будут обнародованы результаты», — уточнил Михаил АБЫЗОВ.
Подготовка материалов к совещанию велась, в том числе, Центром региональных программ совершенствования государственного и муниципального управления ИГМУ НИУ ВШЭ.
Доклад А.Т. Шамрина (Выдержка из Стенограммы встречи Дмитрия Медведева с членами Экспертного совета при Правительстве России о совершенствовании общественного контроля государственных расходов, закупок и инвестиций):
А.Шамрин (первый проректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики») : Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги! Совершенно очевидно, что потенциал 94-го ФЗ полностью исчерпан, и на слайде видно, что коррупция и мошенничество за годы действия закона переместились в сферы государственного заказа, которые либо не полностью подвержены, либо совсем не подвержены нормативному регулированию, – это планирование и исполнение контрактов.
И на слайде представлены лишь самые яркие болевые точки мошенничества и коррупции. Честно говоря, когда мы готовили презентацию, в слайд не уместились все проблемы, которые существуют сегодня в государственном заказе, связанные с коррупцией и мошенничеством. Проблемы 94-го ФЗ – узость рамок правового регулирования, ограниченность системы контроля, отсутствие системы общественного контроля, отсутствие ключевых показателей эффективности действий государственных заказчиков и, самое главное, низкая мотивация госзаказчиков на достижение результата. То есть сложилась ситуация, когда единственным показателем эффективности действий госзаказчика является слепое следование процедурам и чиновник практически перестал отвечать за конечный результат.
Следующий слайд. В обществе и в бизнесе, как сейчас коллега это подтвердил, высоки ожидания позитивных перемен в сфере госзакупок в связи с введением контрактной системы. Внедряемая контрактная система, конечно, обладает достаточно высоким потенциалом эффективности. По экспертной оценке, на первом этапе в годовом исчислении первичный экономический эффект может достичь до 700 млрд рублей, который складывается из того, что будет повышена обоснованность закупок, снизится доля несостоявшихся торгов. Сегодня, к примеру, всего лишь 50% контрактов заключается в результате торгов, практически на торги приходят в среднем только два участника. Часто бывает, что второй – это спойлер первого. Далее, это введение нормирования по основным видам закупок, что очень важно для инвестиционного климата – это увеличение конкуренции на торгах.
Но эффект от контрактной системы не исчерпывается экономическим эффектом. Дело в том, что мы ожидаем повышения качества удовлетворения государственных нужд, сократятся временные издержки на проведение повторных процедур, повысится прозрачность закупок для общества и наконец-то будет создана эффективная система общественного контроля. Что важно: эффективность участия в закупках для субъектов экономической деятельности будет резко повышена. Следующий слайд. В этой связи экспертный совет провёл сравнение 94-го и 44-го законов в целях выявления рисков, а также оценки возможностей перехода к контрактной системе. И надо сказать, что к серьёзным рискам, связанным с переходом, относится возможное затягивание процессов закупок, значительный объём правового регулирования подзаконными актами, проблема адекватности информационного обеспечения, но и, не менее важно, – это риски использования механизмов общественного контроля как способа кошмарить бизнес, потому что сегодня возможности общественного контроля высоки, но при этом и правосознание, и, соответственно, готовность общественных организаций выступать в позитивной роли требует осмысления. Следующий слайд.
В этой связи, как уже сказал Дмитрий Анатольевич, мы сформировали целый комплекс мероприятий, из которых ключевыми являются деятельность рабочей группы и реализация пилотного проекта по отработке институтов контрактной системы в регионах и в госкорпорации «Росатом». Рабочая группа основной своей деятельностью имела разработку предложений по институтам контрактной системы и отработку проектов нормативных актов и разработку рекомендаций, которые впоследствии направлялись в Минэкономразвития, и Минэкономразвития при подготовке проектов нормативных актов использовало эту информацию.
Что касается пилотного проекта, то основными задачами пилотного проекта являются отработка механизмов и информационной прозрачности, отработка эффективных моделей общественного контроля, отработка механизмов планирования, нормирования и других институтов контрактной системы, условно говоря, в поле: как это реально будет реализовываться. Мы работаем с группой регионов, в которых есть достаточно сильный потенциал государственных заказчиков, и мы практически моделируем все институты контрактной системы, собственно, на практике. Об этом, я надеюсь, скажут другие участники совещания, которые представляют пилотные площадки.
Следующий слайд, пожалуйста. В этой связи хотелось бы сказать, что облик контрактной системы будет определяться содержанием подзаконных актов. 37 подзаконных актов должно быть подготовлено до конца года, то есть практически, даже арифметически очевидно, где-то 10 постановлений Правительства должно выходить в месяц. В этой связи экспертный совет и сейчас, и в дальнейшем готов оказывать поддержку федеральным органам исполнительной власти, прежде всего Минэкономразвития, по выработке эффективных предложений по построению контрактной системы. Мы эти эффективные предложения, конечно же, прежде всего черпаем в пилотных регионах, отрабатывая в том числе и в госкорпорации «Росатом».
Мы считаем, что такой опыт предварительной подготовки среды для внедрения серьёзных реформаторских механизмов мог бы быть использован и в других системных реформах. О промежуточных итогах, я думаю, скажут коллеги, но хотелось бы сказать следующее по пилотным проектам.
Первое – участники пилотного проекта отмечают усложнение процедур и ожидают возрастания издержек на реализацию контрактной системы.
Второе – госзаказчики сегодня испытывают большой дефицит методической поддержки при подготовке и введении института контрактной системы. Отдельная проблема – это квалификация персонала и способность сотрудников контрактных служб работать в новых условиях.
Хотелось бы сказать ещё об эффективности общественных слушаний. Понятно, что общественные слушания – это эффективный инструмент для выработки рациональных или оптимальных решений, однако сегодня общественные слушания – это институт, который как бы находится сбоку. Он реализуется на этапе, когда уже все решения о закупках приняты. Поэтому экспертный совет считает необходимым рассмотреть возможность переместить фокус общественных слушаний на начальный этап планирования, это прежде всего. И во-вторых, необходима чёткая регламентация действий госзаказчиков, ГРБСов, контрольных органов, общественных организаций по результатам общественных слушаний.
Сегодня общественные слушания практически никакого результата, влияния на собственно саму закупку не оказывают за редким исключением, когда действительно попадается добросовестный заказчик, который слышит результаты и пытается в этой связи изменить правила конкретной закупки.
Мы считаем, что необходимо в связи со сложностью закона предложить реализацию проекта по мониторингу применения федерального закона на первые два года, 2014 и 2015 год, условно так называемый проект экспертного сопровождения введения в действие. Этот проект имел бы своей целью оценить основные показатели эффективности закона, одновременно выработал бы механизмы быстрого реагирования на те проблемы, на те конкретные случаи, с которыми сталкиваются закупщики, то есть, условно говоря, максимально сократить обратную связь между законодателем и тем, кто применяет этот закон.
Таким образом, Дмитрий Анатольевич, наше предложение заключается в следующем. Первое – продолжить реализацию пилотного проекта по апробации основных механизмов 44-го закона. Второе – провести в 2014–2015 годах этот комплексный пилотный проект с участием экспертного совета, Министерства экономического развития, пилотных регионов и других заинтересованных министерств и ведомств. Третье: мы считаем, что нужна новая система организации работы с госзакупками в органах власти, которая включает в себя внедрение персональной ответственности за результат, рейтингование заказчиков, оценку эффективности закупочной деятельности по чётко определённым показателям. Экспертный совет готов разработать и представить на обсуждение предложения по этому вопросу. Далее: рекомендовать разработать административные регламенты закупочной деятельности госзаказчика, и, наконец (и не менее важно), создать систему методической поддержки деятельности госзаказчиков, а также профессиональной подготовки.
Д.Медведев: Спасибо большое.
Источник : Центр региональных программ совершенствования государственного и муниципального управления ИГМУ НИУ ВШЭ
Шамрин Александр Тихонович
Первый проректор, заведующий Лабораторией проблем обеспечения государственных нужд