МЭР предлагает властям РФ создать отдельное ведомство по госзакупкам
Минэкономразвития направило в Правительство предложения о создании в России самостоятельного ведомства по госзакупкам – Росзакупки. Новое ведомство должно быть независимым и подчиняться напрямую Правительству. По мнению экспертов «Стратегии-2020», необходимо обеспечить эффективность законодательства о госзакупках, а организационная структура соответствующего ведомства не имеет большого значения.
«Мы считаем организационную структуру малозначимой в данном случае, то есть в каком виде будут реализованы, самое главное – чтобы работала Федеральная контрактная система», – полагает руководитель Центра института государственного муниципального управления НИУ ВШЭ, член экспертной группы по обновлению «Стратегии-2020» №13 «Повышение эффективности госинвестиций и госзакупок» Константин ГОЛОВЩИНСКИЙ. По его мнению, качество работы ФКС не зависит от распределения функций системы, будь то планирование, исполнение, размещение контрактов, между различными ведомствами.
Сейчас существует ряд функций в сфере госзакупок, которые не исполняются должным образом, – исполнение или аудит контрактов, но, как считает ГОЛОВЩИНСКИЙ, нельзя сводить создание контрактной системы к созданию органа, поэтому не имеет особого значения, как будут распределены эти компетенции. «Если каждый из существующих факторов в этой сфере (Минэкономразвития, Федеральная антимонопольная служба и др.) будет нормально отрабатывать свой блок работ, то, соответственно, все сложится. Контрактная система будет работать, потому что это именно система – это не орган», – уверен он.
С этим не согласен директор Института макроэкономических исследований Минэкономразвития России, член экспертной группы по обновлению «Стратегии-2020» №13 «Повышение эффективности госинвестиций и госзакупок» Владимир СМИРНОВ. По его мнению, создание ведомства по госзакупкам необходимо, но это ничего не даст при отсутствии нормального законодательства.
Нужно кардинально менять законопроект о государственной контрактной системе, считает СМИРНОВ, «фактически сегодняшняя версия законопроекта – это продолжение 94-го ФЗ с еще большим ухудшением жизни заказчика». По его словам, ухудшение жизни заказчика связано с появлением дополнительной обузы в виде планирования, прогнозирования, нормирования и т.д. без эффективности на выходе.
Новый закон о ФКС, отмечает Владимир СМИРНОВ, ничего вперед не продвигает и является, по сути, топтанием на месте. «Вначале нормальный цивилизованный закон, а потом на базе этого закона, его апробации, надо решать – создавать или нет», – полагает эксперт.
Вместе с тем важным является вопрос – обеспечит ли новое ведомство прозрачность процедур госзакупок и ограничит ли злоупотребления в этой сфере. По мнению Константина ГОЛОВЩИНСКОГО, важна не структура, а процессы нормирования и обоснования государственных нужд, «чтобы каждый федеральный орган исполнительной власти раскрывал заранее информацию о том, что он будет закупать, и обосновывал собственные заказы».
Менее затратно и целесообразно использовать текущую организационную структуру, которая существует, считает ГОЛОВЩИНСКИЙ, «потому что создание нового органа – это всегда новые чиновники, новые затраты». «ФАС вполне справляется с функцией контроля за госзаказом, за его размещением, а, например, с аудитом результатов госконтрактов мог бы справится Росфиннадзор», – добавил эксперт.
Источник: РИА Новости
Головщинский Константин Игоревич
Директор Центра региональных программ совершенствования государственного и муниципального управления