Дорогое регулирование
Оценку регулирующего воздействия чиновников на бизнес (ОРВ) должны проводить сами предприниматели, а не чиновники, как это происходит сейчас. Это главное предложение рабочей группы «Укрепление рыночных институтов», готовящей «Стратегию-2020».
В стратегии Евросоюза, кстати, тоже рассчитанной до 2020 года, появилось понятие «умного регулирования». Директор центра оценки регулирующего воздействия ВШЭ ДАНИИЛ ЦЫГАНКОВ уверен, что этот механизм применим и в России. «Умное регулирование» покоится на трех китах. ОРВ применятся на всех уровнях принятия решений — от прогнозов по принятию новых актов до ретроспективной оценки всех уже действующих. Все органы, ответственные за принятие решений, должны активно взаимодействовать друг с другом. И наконец, должно быть усилено влияние граждан и групп интересов.
В то время как в ЕС срок публичного обсуждения проектов нормативных актов недавно был увеличен с 8 до 12 недель, отечественные бизнесмены о большинстве новаций узнают в момент их опубликования в «Российской газете». «Красивые европейские конструкции не за один день появились», — охладил пыл директор департамента ОРВ Минэкономразвития Алексей Херсонцев. Его департамент существует уже год, а с мая получил право оценивать все нормативные акты органов власти с точки зрения воздействия на бизнес.
«ОРВ — это культура подготовки проектов еще до того, как юристы начинают писать тексты», — пояснил Херсонцев. Впрочем, Россия может заимствовать не только европейский опыт, но и свой собственный. Еще при премьере Петре Столыпине в 1910 году существовал совет по делам местного хозяйства, выполнявший, по мнению чиновника, как раз функции защиты бизнеса от государства.
Директор центра мониторинга законодательства и правоприменительной практики РСПП Ирина Котелевская полагает, что главное сейчас — добиться максимального расширения полномочий бизнеса при оценке планов государства. Экспертизу бизнеса должны проходить все проекты актов, влияющие на предпринимательскую деятельность. Например, налоговые инициативы или поправки в Гражданский кодекс сейчас под ОРВ не подпадают. Вдобавок за советом к бизнесу пока обращаются только чиновники. Депутаты и сенаторы, которые также обладают правом законодательной инициативы, показывать свои законопроекты никому не обязаны.
Эксперты предлагают внести в регламент депутатской работы требование оценивать не только возможные в связи с принятием нового закона расходы бюджета, но и потенциальные издержки для бизнеса.
На издержки, связанные с избыточным регулированием, российские компании тратят до 10% прибыли, говорит вице-президент по корпоративным и правовым вопросам ОАО «МТС» Руслан Ибрагимов. И траты эти только увеличиваются. Новый проект Гражданского кодекса вводит обязательную двухзвенную систему управления с привлечением независимых директоров. Эта мера обойдется МТС в 50 млн руб. ежегодно. Также планируется введение обязательного нотариального заверения всех решений собраний акционеров. Это будет стоить еще 20 млн рублей.
Запрет на так называемые условные сделки, содержащийся в нашем законодательстве, заставляет нанимать иностранных консультантов, знакомых с англосаксонской системой права. Это стоит компании еще до $5 млн в год. $40 млн пришлось потратить на закупку и сервисное обслуживание оборудования для охраны персональных данных. «В стране около 200 тыс. операторов персональных данных, и все они были вынуждены понести такие расходы», — рассказывает Ибрагимов. Правда, осталось неясным, почему все это дорогостоящее оборудование совершенно не помогает сохранению информации.
Впрочем, ответственность за свои решения по-прежнему должны нести чиновники. «Решения совета не должны быть блокирующими. Но законодатели должны осознавать последствия, которые их решения принесут для бизнеса», — заключил Ибрагимов. Мнение отраслевых ассоциаций, экспертных советов и даже академиков не может быть решающим, согласна Котелевская.
Автор: Вера Ситина
Цыганков Даниил Борисович
Директор Центра оценки регулирующего воздействия