Новый законопроект о госзакупках защитит участников от западных санкций, но при этом снизит возможности для контроля со стороны общественности
Правительство внесло в Госдуму разработанный Минфином законопроект о внесении изменений в закон «О контрактной системе». Поправок предлагается много, так что в случае их одобрения законодателями процесс госзакупок изменится кардинально. Самая заметная новация – полная цифровизация госзакупок: документооборот на всех этапах будет осуществляться в электронном виде «по единым формам электронных документов» (сейчас электронный документооборот разрешен только на этапах планирования закупок и отбора подрядчиков). «Таким образом сокращается количество формируемых заказчиками при осуществлении закупок документов и минимизируется возникновение ошибок технического характера», – отмечается в пояснительной записке к законопроекту.
Однако некоторые нововведения вызывают настороженность у экспертов. Речь, в частности, об «обеспечении конфиденциальности информации об участниках закупок и исключении из публичного доступа информации об их наименовании». По новым правилам, информация о закупках будет размещена в единой информационной системе в сфере закупок, но не на официальном сайте организации, а участники закупок могут не давать согласия на обработку персональных данных.
Как отмечается в пояснительной записке, сделано это «в целях исключения возможности прослеживания цепочек сделок между конкретными заказчиками и конкретными участниками закупок с использованием общедоступной информации для последующего введения иностранных санкций недружественными государствами».
Заместитель директора Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ Константин Головщинский считает, что эта новация поставит крест на общественном контроле в сфере закупок. «Понятно, что у недобросовестных заказчиков, которые сейчас находятся под прицелом возможного разоблачения со стороны активистов, развяжутся руки, – отмечает он. – Логику регулятора понять все сложнее – он одной рукой стимулирует переход на тотальное использование аукционов, потому что это самый простой и некоррупциогенный способ торгов, другой рукой убирает один из наиболее эффективных способов контроля – распределенный сетевой общественный контроль, бесплатный для бюджета».
Не согласен эксперт и с отказом от двухэтапных конкурсов. «На данный момент двухэтапный конкурс как способ определения поставщиков лидирует среди других способов и по уровню конкуренции (3,1 заявки на закупку), и по экономии (20,8%). Исключение этого способа торгов «во имя унификации» или «в связи с невостребованностью» ничем не обосновано», – говорит Головщинский. Он считает, что надо «не исключать и упрощать, а расширять ассортимент способов закупок, так как заказчики сталкиваются с совершенно разными закупочными ситуациями и максимальную эффективность могут продемонстрировать разные способы торгов».
Подробнее: Ведомости