• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Минфин разошелся с экспертами в закупках: «оптимизационный» проект оптимальным посчитали не все

Минфин рассчитывает на принятие масштабной правки закона о госзакупках уже в первой половине этого года. После бесчисленных согласований этот проект, призванный упростить и ускорить закупки, спустя полтора года наконец добрался до Госдумы. Однако экспертное сообщество упрекает Минфин в бесполезности предлагаемых новаций для решения базовых проблем госзаказа — слабой конкуренции и низкой эффективности. В ведомстве считают такую критику «немотивированной», но от «обоснованных» поправок при этом все же не отказываются.

Подготовленные Минфином поправки к закону о контрактной системе (ФЗ-44), призванные упростить и ускорить госзакупки, могут быть приняты уже в первом полугодии 2021 года, сообщила вчера глава профильного департамента ведомства Татьяна Демидова. Напомним, что так называемый оптимизационный законопроект готовился к принятию еще осенью 2019 года. Из-за дополнительных поручений он был готов лишь в начале 2020-го, согласования же продолжались вплоть до декабря. В результате проект, как обращают внимание в Минфине, прошел «беспрецедентное число согласований» (40 органов и организаций) и поступил в Госдуму в январе 2021 года.

Поправки де-факто являются «регуляторной гильотиной» для госзаказа: исключаются дублирующие и избыточные положения, создававшие трудности для участников закупок. Электронный документооборот вводится на всем жизненном цикле закупок, также сокращается число способов конкурентных закупок с 11 до 3 (аукцион, конкурс, запрос котировок). Ожидается, что все это будет способствовать реализации нацпроектов и росту эффективности бюджетных расходов.

Эксперты в области госзакупок, впрочем, предупреждают, что проект не решает базовых проблем госзаказа: слабой конкуренции и низкой эффективности закупок — и более того, усугубляет их. Замглавы Института государственного и муниципального управления ВШЭ Константин Головщинский указывает на риски усиления «аукционного крена» с приоритетом ценового критерия (зачастую в ущерб качеству), который вытесняет с рынка добросовестных поставщиков из-за рисков демпинга. Расширение практики применения аукционов провоцирует рост неконкурентного сектора.

Подробнее: Коммерсантъ