• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Круглый стол «Цифровая трансформация госуправления»

16 апреля 2021 года Международная лаборатория цифровой трансформации в государственном управлении ИГМУ в рамках XXII Апрельской международной научной конференции Высшей школы экономики провела круглый стол «Цифровая трансформация госуправления».

В работе Круглого стола приняли участие приглашенные руководители федеральных ведомств:

заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации Пугачев Павел Сергеевич,

заместитель Министра экономического развития Российской Федерации Федулов Владислав Викторович,

начальник Управления цифрового развития Роструда Лосев Виталий Сергеевич,

заместитель директора Департамента информационных технологий Минтруда России Пинчук Вячеслав Олегович.

В рамках Круглого стола состоялась презентация доклада Международной лаборатории «Государственные цифровые платформы: ключевые особенности и основные сценарии развития», авторы: Стырин Е. М., Дмитриева Н. Е.  

Доклад «Государственные цифровые платформы: ключевые особенности и основные сценарии развития» (PDF, 879 Кб) 

Далее были обсуждены ключевые вопросы цифровизации посредством платформ:

1. При каких условиях может быть реализовано государственно-частное партнерство на платформе с учетом имеющихся рисков и вызовов на текущем этапе?

Заместитель Министра Пугачев П.С. подчеркнул, что в сфере здравоохранения, с одной стороны, платформы, обеспечивающие снижение трансакционных издержек для участников платформенного взаимодействия, открывают широкие возможности, с другой – формируют существенные риски. При этом формирование ГЧП позволяет государству не дублировать созданную в коммерческом секторе инфраструктуру и сервисы. Примером полноценного партнерства Пугачев П.С. привел создание совместно с Яндексом и региональными властями сервиса для граждан по пунктам вакцинации от Ковид-19. В то же время в настоящее время действующее регулирование сильно ограничивает возможности ведомств по созданию эффективных и безопасных цифровых профилей граждан.

Начальник Управления Роструда Лосев В.С. рассказал о превращении платформы «Работа в России» в «цифровой хаб», обеспечивающий удобный и мультиканальный инструмент поиска работы. Развитие происходит по сценарию объединения государственных и коммерческих платформ. Цель – создать более широкие возможности для бизнеса при использовании государственных данных. В то же время объединение с коммерческими ресурсами расширит возможности и для региональных служб занятости. Однако это потребует совершенствования нормативно-правового регулирования, обеспечения защиты персданных и принятия общих стандартов передачи данных, включая НСИ. Основы для этого сегодня уже создаются, в том числе посредством организации взаимодействия с ИС других ведомств, с World Skills и др. В перспективе – возможность посредством ГЦП подтверждать сведения о соискателе на коммерческих платформах.

Заместитель директора Департамента Минтруда России Пинчук В.О.рассказал о реализованных инициативах платформизации в социальной сфере, особо остановившись на создании социального маркетплейса, на котором лица с ограничениями здоровья смогут выбирать технические средства реабилитации по самым различным параметрам. Важный акцент на бесшовном взаимодействии ГИС с внешними ИС, включая ПФР, ФФОМС, ФСС, медико-социальную экспертизу и др. Для формирования новых подходов очень важно, с одной стороны, обеспечить взаимодействие ИС, с другой, - обеспечить пересборку процессов и изменить регуляторику. Описывая возможности ГЧП, Пинчук В.О. остановился на трех основных направлениях взаимодействия государства с коммерческими организациями: 1) в случае если они выступают от имени гражданина; 2) предоставляют госуслуги; 3) использование госданных для создания новых сервисов. Наиболее перспективным для Минтруда России, особенно для взаимодействия с НКО СО, - второй вариант.

 2. Необходимо ли регулирование со стороны государства профессиональной деятельности на отраслевых коммерческих платформах? если да, то в какой части?

По мнению Пугачева П.С., регулирование платформ в здравоохранении со стороны государства критически необходимо. Главный вопрос – доступ к государственным данным негосударственных ИС, который был урегулирован в федеральном законе о телемедицине в 2017 г. Государство определило основные требования к защите персданных и медицинской тайне. В случае если коммерческая платформа удовлетворяет установленным требованиям, она может быть подключена к ГЦП.

Лосев В.С. отметил, что в настоящее время технологии развиваются быстрее нормативки. Главное, чтобы развитие шло в одном направлении, поэтому важны общие подходы, которые формирует Минцифры России. Интересное наблюдение в нашей сфере – настороженность со стороны госслужащих, которые привыкли работать в аналоговом формате. Из этого вытекает один из важнейших принципов цифровой трансформации: «при цифровизации процессов не нужно цифровизировать бумагу».

По мнению Пинчука В.О., регуляторика коммерческих платформ, за исключением отдельных наиболее чувствительных сфер, относится к компетенции Минцифры России. В отношении государственных платформ лидирующую роль должно играть ведомство, которое является одновременно оператором и регулятором ГЦП.

 3. Каковы цели, эффекты и риски применения технологий искусственного интеллекта в работе с данными, собираемыми через платформу?

Лосев В.С. рассказал о двух реализованных проектах. Первый – «Онлайн-инспекция Российской Федерации», в 2020 г. запущен текстовый чат-бот, сейчас прорабатываются возможности общения человек-машина на основе 5-летнего проекта «Дежурный инспектор» по консультированию граждан по вопросам трудового законодательства, который содержит на сегодня базу более чем из 120 тысяч вопросов. В прошлом году обучена нейросеть на этой базе, сделан анализ поисковых запросов на портале. Второй – подбор работы работником. В текущим году Роструд планирует на основе имеющихся данных сформировать процедуру создания эффективной вакансии и эффективного резюме. На основе анализа пользовательской активности с использованием технологии ИИ пользователю будут обеспечены подсказки по созданию и продвижению резюме, а в перспективе – повысить уровень имеющихся навыков для успешной профессиональной карьеры. Для работодателей также будут предоставлены возможности создания привлекательной вакансии.

Пинчук В.О. отметил, что в настоящий момент только в Минфине России создан специальный отдел по анализу данных. Коммерческий сектор технологии ИИ активно осваивает, потому что в этом видит колоссальные преимущества. Госсектор находится в стадии осмысления и оценки возможностей. Идея Минтруда России – создать единый контакт-центр по мерам социальной поддержки для граждан. Это следует рассматривать как начальный шаг в этом направлении.