Семинар «Почему разные государственные цифровые услуги так отличаются по реакции пользователей социальных медиа? Эмпирические данные на пути к математической модели»
21 апреля 2023 г. Международная лаборатория цифровой трансформации в государственном управлении провела семинар на тему: «Почему разные государственные цифровые услуги так отличаются по реакции пользователей социальных медиа? Эмпирические данные на пути к математической модели». Докладчиками выступили профессор Андрей Ахременко, стажер-исследователь лаборатории Илья Филиппов и аспирант Вадим Егоров.
В рамках доклада на семинаре были представлены предварительные результаты эмпирического исследования на данных о коммуникации в социальной сети «Вконтакте», посвящённой обсуждению различных аспектов цифровизации государственного управления.
Целью данного исследования было обоснование подхода к рассмотрению барьеров для цифровизации, связанных с неприятием гражданами отдельных аспектов различных государственных услуг. В рамках предложенного подхода, было предложено (наряду с культурными, социоэкономическми и технологические аспектами) рассмотреть конкретные свойства самих цифровых услуг, которые вызывают негативную реакцию граждан. Докладчиками было выявлено три ключевых свойства, которые приводят к повышенному риску негативного восприятия государственной услуги: «цифровая природа» услуги (отсутствие не-цифровых аналогов), воспринимаемая обязательность услуги и «близость к телу» – связанность услуги с медицинским обслуживанием или биометрическими данными.
Для проверки гипотез о влиянии данных свойств на восприятие различных цифровых услуг, выборка упоминаний государственных цифровых услуг в социальной сети Вконтакте была вручную размечена двумя независимыми кодировщиками, после чего на этих размеченных данных был проведён регрессионный анализ и разведочный анализ методами машинного анализа естественного языка. Тематическое моделирование методом латентного размещения Дерихле показало, что частично содержания сообщений в массиве действительно зависят от свойств обсуждаемых цифровых услуг. Регрессионный анализ подтвердил, что все три рассматриваемых свойства услуг приводят к повышенной политизации обсуждения, повышенной доле конспирологических тенденций в обсуждении и общему росту негативного восприятия.
В конце доклада была предложена качественная интерпретация полученных результатов, показана их значимость в контексте имеющихся лакун в литературе, и указано на ключевые последствия полученных находок для разработки математической модели барьеров для цифровизации государственных услуг.
На семинаре присутствовали сотрудники лаборатории, в их числе научный руководитель лаборатории, профессор Эран Вигода-Гадот, а также приглашённые специалисты. В завершающей секции семинара они задали уточняющие вопросы и указали на дальнейшие перспективы развития исследования.