• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Госзакупки ищут общественных контролеров

С 1 января вступил в силу закон 44-ФЗ о контрактной системе, который предоставил новые возможности для контроля в сфере государственных и муниципальных закупок. Контрактная система стала первым масштабным проектом, разработка и внедрение которого проходят при непосредственном участии экспертов. Усиление антикоррупционной составляющей, прозрачность ценообразования, контроль закупок на всех стадиях, поддержка малого и среднего бизнеса, подача информации о закупках в формате открытых данных — такие возможности дает новый 44-ФЗ. Обсуждение крупных закупок стало обязательным, в прошлом году оно внедрялось в пилотном режиме. Результат — по итогам общественных обсуждений отменено около 30 крупных закупок.

Первый проректор ВШЭ Александр ШАМРИН особо отметил работу Экспертного совета при Правительстве РФ по сопровождению и внедрению новой контрактной системы.

Экспертный совет проделал большую работу в плане помощи и поддержки внедрения контрактной системы. Этот положительный опыт позволил оказывать хорошее экспертное сопровождение этой темы, но на экспертном сопровождении эта тема не заканчивается. С одной стороны, должен быть общественный контроль, с другой — экспертное сопровождение, которое позволит избежать ошибок», — заявил АлександрШАМРИН.

Эксперты отмечают, что уже видны первые результаты внедрения нового закона, но проблемы еще есть.

Основные проблемы общественного контроля кроются в низком доверии и отсутствии заинтересованности у граждан, отметил председатель координационного совета общественной организации «Безопасное Отечество»Виталий ЗАРУДИН.

Чтобы привлечь внимание к проблеме, его организация сформировала рейтинг сомнительных закупок. За 9 месяцев 2013 года было проанализировано 1,5 млн сомнительных закупок, а также выявлены и пресечены нарушения более чем в тысяче торгах на сумму более 80 млрд рублей.

Исполнительный директор НАИЗ Георгий СУХАДОЛЬСКИЙ посетовал на отсутствие материальной мотивации у общественных организаций. Он подчеркнул, что необходимо предусмотреть грантовую поддержку для общественных организаций, либо внести поправки в закон об НКО.

Как выяснилось, по закупкам прямых возможностей для поддержки у нас нет. Самое близкое — формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению, но закупки это не только борьба с коррупцией. Хотелось бы как-то расширить эту норму», — сказал Георгий СУХАДОЛЬСКИЙ.

Эксперт также указал на низкую активность использования официального сайта www.zakupki.gov.ru общественными организациями.

Сейчас вместо обсуждения конкретной темы по закупкам на сайте обсуждается либо план-график, либо конкретное извещение, а связки между ними нет. И нет даты — непонятно, когда закончится обсуждение и есть ли возможность оставить свои предложения», — сказал Георгий СУХАДОЛЬСКИЙ.

Он предложил доработать техническую сторону портала, а Экспертному совету совместно с НАИЗ — подготовить соответствующие предложения.

Минэкономразвития и ФАС готовы учесть замечания экспертов, сказала начальник Управления контроля размещения государственного заказа ФАС Татьяна ДЕМИДОВА.

Эксперты также предложили разработчикам использовать информацию с официального сайта госзакупок. Один из таких примеров уже есть: проект «Госзатраты». На совещании его представил член Комитета гражданских инициатив Иван БЕГТИН. По его словам, цель проекта — сделать общественный контроль удобным.

Наша цель — повышение общественной осведомленности о госзатратах и злоупотреблениях в сфере госзакупок. Гражданам не хватает понятности того, что происходит…. Есть большая проблема и в качестве информации. Нет штрафов за качество ввода информации.Информация не только не раскрывается, но и скрывается», — считает Иван БЕГТИН.

На основе открытых данных на портале представлена аналитика о том, как устроен бюджет страны и куда идут деньги. Работают расширенный поиск и фильтрация контрактов и товаров низкого качества, автоматическая система мониторинга злоупотреблений и ежедневное обновление аналитических программ. Размещена информация по каждому контракту. Также предоставлены API (интерфейс программирования приложений) для разработчиков и проводятся конкурсы приложений по закупкам.

В Минэкономравития говорят, что заинтересованы в максимальной открытости и публичности закупок. Министерство направило в Правительство ряд предложений о финансировании НКО и предоставлении им грантов по нескольким направлениям. Речь идет о мониторинге 44-ФЗ; создании и применении методики рейтингования лучших заказчиков и поставщиков; создании информационных ресурсов; разработке социальной рекламы, направленной на предотвращение коррупции в области закупок; разработке программ методической поддержки участников контрактной системы, а также распространении лучших практик.

Возможные меры — поддержка ведомствами общественных проектов, организация тематических конкурсов, а также проведение конкурсов среди журналистов и блогеров. А при Минэкономразвития будет создан общественный совет по закупкам, куда войдут представители научного и экспертного сообщества, сказал референт отдела формирования единой информационной системы Департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России Антон ПЛЕСКОВ.

Предложения по развитию инструментов эффективного общественного контроля госзакупок, сформированные по итогам совещания, будут направлены в Правительство РФ. Кроме того, для повышения заинтересованности общественных организаций в общественном контроле в конце марта Экспертный совет совместно с ВШЭ проведет школу-семинар для общественных контролеров.

 

ВИДЕО: Общественный контроль над госзакупками