• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

101000 Москва, улица Мясницкая, дом 11

Приёмная:
+7 (495) 621-64-18;
+7 (495) 772-95-90 *111-74

E-mail: ipag@hse.ru

Руководство

Представители общественности Красноярского края приняли участие в совещании по вопросам участия общества в госзакупках

15 ав­гус­та в Пра­ви­тель­стве Крас­но­ярс­ко­го края под пред­се­да­тель­ством ми­нист­ра эко­но­ми­ки и ре­ги­ональ­но­го раз­ви­тия края  Ана­то­лия ЦЫКАЛОВА  сос­то­ялось со­ве­ща­ние, пос­вя­щен­ное воп­ро­сам учас­тия об­щест­вен­нос­ти в за­ку­поч­ных про­це­ду­рах для го­су­дарс­твен­ных и му­ни­ци­паль­ных нужд.

Со­ве­ща­ние про­хо­ди­ло в рам­ках про­ек­та Отк­ры­то­го пра­ви­тель­ства по ап­ро­ба­ции вве­де­ния инс­ти­ту­тов конт­ракт­ной сис­те­мы, раз­ви­тия об­щест­вен­но­го конт­ро­ля и отк­ры­тос­ти за­ку­поч­ных про­це­дур. В дис­кус­сии при­ня­ли учас­тие ру­ко­во­ди­те­ли и предс­та­ви­те­ли ор­га­нов ис­пол­ни­тель­ной влас­ти края, Счет­ной па­ла­ты, Цент­раль­но-Си­бирс­кой тор­го­во-про­мыш­лен­ной па­ла­ты, Си­бирс­ко­го фе­де­раль­но­го уни­вер­си­те­та, об­щест­вен­ных ор­га­ни­за­ций Крас­но­ярс­ко­го края, средств мас­со­вой ин­фор­ма­ции.

На­пом­ним, что 5 ап­ре­ля 2013 го­да Пре­зи­дент Рос­сии Вла­ди­мир Пу­тин под­пи­сал Фе­де­раль­ный за­кон № 44-ФЗ "О конт­ракт­ной сис­те­ме в сфе­ре за­ку­пок то­ва­ров, ра­бот, ус­луг для обес­пе­че­ния го­су­дарс­твен­ных и му­ни­ци­паль­ных нужд". За­кон, за иск­лю­че­ни­ем от­дель­ных его по­ло­же­ний, всту­па­ет в си­лу с 1 ян­ва­ря 2014 го­да. Он за­ме­нит дей­ству­ющий 94-ФЗ "О раз­ме­ще­нии за­ка­зов на пос­тав­ки то­ва­ров, вы­пол­не­ние ра­бот, ока­за­ние ус­луг для го­су­дарс­твен­ных и му­ни­ци­паль­ных нужд", ко­то­рый се­год­ня ре­гу­ли­ру­ет гос­за­куп­ки.

На со­ве­ща­нии член Ра­бо­чей груп­пы экс­перт­но­го со­ве­та при пра­ви­тель­стве РФ по воп­ро­сам со­вер­шенс­тво­ва­ния гос­за­ку­пок Ве­ро­ни­ка ДЖУЖОМА по­яс­ни­ла, что но­вый за­кон приз­ван пе­ре­вес­ти фо­кус об­ще­ния меж­ду за­каз­чи­ком и об­щест­вом из не­га­тив­но­го: «Вы за­ку­па­ете - мы вас ло­вим на на­ру­ше­ни­ях», в конс­трук­тив­ный: «Мы с ва­ми вмес­те об­суж­да­ем: что нуж­но за­ку­пить, для то­го что­бы улуч­шить ка­чест­во жиз­ни».

Од­ним из глав­ных нов­шеств за­ко­на ста­нет обя­за­тель­ное об­суж­де­ние от­дель­ных ви­дов за­ку­пок. До ян­ва­ря 2016 го­да обя­за­тель­ное об­щест­вен­ное об­суж­де­ние долж­ны про­хо­дить за­куп­ки свы­ше од­но­го млрд. руб­лей. По сло­вам экс­пер­та, учас­тие об­щест­вен­нос­ти и конт­роль за про­це­ду­ра­ми оп­ре­де­ле­ния пос­тав­щи­ка и ис­пол­не­ния конт­рак­та поз­во­лит обес­пе­чить проз­рач­ность сфе­ры гос­за­ку­пок.

 «На фе­де­раль­ном уров­не пра­виль­но про­во­дить об­суж­де­ния для за­ку­пок це­ной от 100 млн. руб­лей и вы­ше, так как фе­де­раль­ные ор­га­ны влас­ти стро­ят круп­ные объ­ек­ты и за­ку­па­ют в боль­ших объ­емах. А на му­ни­ци­паль­ном уров­не хо­те­лось бы, что­бы об­суж­да­лись за­куп­ки це­ной от 5 млн. руб­лей и бо­лее. Есть му­ни­ци­паль­ные об­ра­зо­ва­ния, бюд­жет ко­то­рых сос­тав­ля­ет 40 млн. руб­лей, и ес­ли при­ни­ма­ет­ся ре­ше­ние о за­куп­ке, на ко­то­рую пла­ни­ру­ет­ся пот­ра­тить 5 млн. руб­лей, пра­виль­но бу­дет об­су­дить с об­щест­вом ее це­ле­со­об­раз­ность», - от­ме­ти­ла Ве­ро­ни­ка ДЖУЖОМА.

Фор­мы и эта­пы учас­тия об­щест­вен­нос­ти еще толь­ко об­суж­да­ют­ся. Ру­ко­во­ди­тель агентства гос­за­ка­за Крас­но­ярс­ко­го края Дмит­рий КИПНИС от­ме­тил, что учас­тие об­щест­вен­нос­ти мо­жет быть хо­ро­шим инс­тру­мен­том для по­вы­ше­ния эф­фек­тив­нос­ти, но на­до оп­ре­де­лить конк­рет­ные рам­ки: «Я за об­щест­вен­ные слу­ша­ния. Но все долж­но про­хо­дить ци­ви­ли­зо­ван­но. Не ду­маю, что са­до­во­ды, нап­ри­мер, мо­гут со­ве­то­вать вра­чеб­но­му со­об­щест­ву, ка­кие кар­ди­ос­ти­му­ля­то­ры ра­ци­ональ­нее и по­лез­нее за­ку­пать», - ска­зал Дмит­рий КИПНИС, при­ве­дя в при­мер стро­итель­ство он­ко­цент­ра, об­суж­дав­ше­еся с об­щест­вен­ны­ми со­ве­та­ми са­мо­го ле­чеб­но­го уч­реж­де­ния и со­ве­та­ми трех ми­нис­терств.

Сог­лас­но но­во­му за­ко­ну, еще на ста­дии пла­ни­ро­ва­ния за­куп­ки об­щест­вен­ность име­ет пра­во выс­ка­зать­ся о ее це­ле­со­об­раз­нос­ти и об­су­дить стар­то­вую це­ну.

Впро­чем, предс­та­ви­те­ли об­щест­вен­нос­ти по­лу­чи­ли пра­во не толь­ко участ­во­вать в об­суж­де­нии конк­рет­ных пла­ни­ру­емых за­ку­пок, но и конт­ро­ли­ро­вать весь про­цесс за­ку­пок, осу­щест­вля­емых для го­су­дарс­твен­ных и му­ни­ци­паль­ных нужд. Для это­го они на­де­ле­ны са­ми ми ши­ро­ки­ми пол­но­мо­чи­ями.

«Об­щест­вен­ные объ­еди­не­ния и объ­еди­не­ния юри­ди­чес­ких лиц, осу­щест­вля­ющие об­щест­вен­ный конт­роль, смо­гут нап­рав­лять за­каз­чи­кам зап­ро­сы о пре­дос­тав­ле­нии ин­фор­ма­ции об осу­щест­вле­нии за­ку­пок и о хо­де ис­пол­не­ния конт­рак­тов, осу­щест­влять не­за­ви­си­мый мо­ни­то­ринг и оцен­ку эф­фек­тив­нос­ти за­ку­пок, об­ра­щать­ся от сво­его име­ни в го­су­дарс­твен­ные и му­ни­ци­паль­ные ор­га­ны влас­ти с за­яв­ле­ни­ем о про­ве­де­нии ме­роп­ри­ятий по конт­ро­лю за­ку­пок, об­ра­щать­ся от сво­его име­ни в пра­во­ох­ра­ни­тель­ные ор­га­ны в слу­ча­ях вы­яв­ле­ния в дей­стви­ях (без­дей­ствии) за­каз­чи­ка или долж­ност­ных лиц приз­на­ков сос­та­ва прес­туп­ле­ния, об­ра­щать­ся в суд в за­щи­ту на­ру­шен­ных или ос­па­ри­ва­емых прав и за­кон­ных ин­те­ре­сов груп­пы лиц в со­от­ветс­твии с за­ко­но­да­тель­ством РФ», - по­яс­ни­ла Еле­на ГОТЦЕВА, экс­перт Цент­ра ре­ги­ональ­ных прог­рамм со­вер­шенс­тво­ва­ния го­су­дарс­твен­но­го и му­ни­ци­паль­но­го уп­рав­ле­ния ИГ­МУ НИУ «Выс­шая шко­ла эко­но­ми­ки».

Ру­ко­во­ди­тель про­ек­та НП «НА­ИЗ» Ми­ха­ил ШЕЛОУМОВ расс­ка­зал о проб­ле­мах, с ко­то­ры­ми стал­ки­ва­ют­ся сей­час предс­та­ви­те­ли об­щест­вен­ных ор­га­ни­за­ций в хо­де об­суж­де­нии за­ку­пок сто­имостью бо­лее 1 млрд. руб­лей на пор­та­ле zakupki.gov.ru. «Но­вый за­кон поз­во­лит граж­да­нам и об­щест­вен­ным ор­га­ни­за­ци­ям при­ни­мать учас­тие в об­щест­вен­ном об­суж­де­нии уже на ста­дии пла­ни­ро­ва­ния за­ку­пок, - объ­яс­нил предс­та­ви­тель НА­ИЗ. - Это в зна­чи­тель­ной ме­ре сни­зит кор­руп­ци­он­ную сос­тав­ля­ющую. Се­год­ня за­куп­ки час­то "за­та­чи­ва­ют­ся" под оп­ре­де­лен­но­го по­бе­ди­те­ля. Про­ве­ря­ющие экс­пер­ты ви­дят этот ме­ха­низм, но ни­че­го сде­лать не мо­гут, так как до­ку­мен­та­ция оформ­ле­на пра­виль­но. Пе­ре­нос об­щест­вен­но­го об­суж­де­ния на бо­лее ран­нюю ста­дию про­ве­де­ния за­куп­ки поз­во­лит уст­ра­нить та­кие схе­мы».

Про­ек­том за­ко­на пре­дус­мот­ре­но нес­коль­ко ви­дов об­щест­вен­но­го об­суж­де­ния: во-пер­вых, об­суж­де­ние в Ин­тер­не­те, на пор­та­ле гос­за­ку­пок, что поз­во­лит выс­ка­зать­ся всем же­ла­ющим, во-вто­рых, пре­дус­мот­ре­на фор­ма оч­ных пуб­лич­ных слу­ша­ний, в ко­то­рых при­ни­ма­ют учас­тие как граж­да­не, так и об­щест­вен­ных ор­га­ни­за­ции.

Источник: Центр ре­ги­ональ­ных прог­рамм со­вер­шенс­тво­ва­ния го­су­дарс­твен­но­го и му­ни­ци­паль­но­го уп­рав­ле­ния ИГМУ НИУ ВШЭ