• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"Персона грата": Алексей Конов

Начальник отдела управления государственной службой Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ Алексей КОНОВ – желанная персона в студии «Радио России» – о декларации доходов и расходов чиновников.

Есть такая старая русская народная мудрость: по одёжке протягивать ножки. Судя по всему, российские чиновники воспринимают её как буквальный призив – оттого и покупают роскошную недвижимость за рубежом, оттого и «рассекают» на дорогущих автомобилях, оттого и катаются, как сыр в масле – средства позволяют, как тут удержаться от соблазнов. А вот законным ли путём эти средства получены? В этом главная интрига. Именно поэтому государство предпринимает попытки взять под свой контроль – а насколько же адекватны расходы официальным доходам государевых мужей. Попытки, прямо скажем, не пока не слишком удачные. 

Начальник отдела управления государственной службой Института государственного и муниципального управления (ИГМУ) НИУ ВШЭ  Алексей КОНОВ  – желанная персона в студии «Радио России». 

Обратимся к истории вопроса. Сколько на Вашей памяти было попыток подвигнуть чиновников к декларациям своих расходов и доходов?  

Алексей КОНОВ:  Попыток было несколько. Но наиболее крупных всё-таки было две. Первая – это реформа 97-98 годов, когда появились два указа президента о порядке представления сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и указ о проверке этих сведений. Вторая – больше сейчас нам известная – реформа, которую предпринял уже бывший президент Медведев в 2008 – 2009-м годах, приняв новый пакет указов – несколько указов было по порядку представления сведений и два указа по проверке. И сейчас у нас на глазах разворачивается, собственно, попытка третьей – дополнительной реформы, или дореформы. Попытка принять закон о контроле за расходами, который позволит наконец, может быть, хотя – вряд ли, сопоставить расходы и доходы чиновников. 

Если говорить о попытке, которая была в конце девяностых, о ельцинской попытке – там всё-таки были какие-то, пусть минимальные, достижения?  

Алексей КОНОВ:  Главным достижением было то, что вообще была поднята тема декларирования, и впервые, по сути, была подготовлена хотя бы какая-то настоящая форма справки, по которой предоставлялись сведения о доходах и имуществе. Была попытка заставить госслужащих их предоставлять, была попытка их проверять, но, к сожалению, всё это очень быстро ушло в песок по многим разным причинам. И в первую очередь, наверное, потому, что не вполне была понятна конечная цель – то есть сведения собирались, даже худо бедно проверялись на достоверность, но непонятно было, что в делать с этими сведениями. То есть, ни о каком сопоставлении доходов и расходов речи не было. И постепенно государственные служащие начали понимать, что предоставляемые ими сведения проверяются достаточно плохо. Кончилось это, понятно – ничем. Сведения предоставлялись уже совсем уже фрагментарно. Было очень много злоупотреблений, но это было хорошо тем, что подняли тему – это была реально первая попытка что-то сделать. 

А пакет Дмитрия Анатольевича в его бытность президентом?  

Алексей КОНОВ:  Пакет Дмитрия Анатольевича, на самом деле, когда он только появлялся, все ждали, что он будет направлен именно на исправление тех недостатков, которые были в системе 97-98 годов. Что поправят форму справки, что снимут с кадровых служб госорганов полномочия по сбору и проверке этих сведений и многие другие недостатки. И что наконец заговорят всерьёз за контролем над расходами и о каком-то конечном использовании собираемой информации. К сожалению, ничего этого, по большому счёту, не случилось. Изменения действительно были, но самое главное – показательно даже – что справка осталась той же самой. По большому счёту, это та же самая справка, которая была введена в 1997-м году - которую очень критиковали, но которая осталась практически без изменений. Точно также практически без изменений осталась и деятельность кадровых служб в этой сфере. Единственное, что были созданы специализированные подразделения – нас теперь есть подразделения профилактики коррупционных правонарушений в госорганах. Но, опять же, в подавляющем большинстве госорганов они созданы из старых кадровиков, которые раньше занимались просто делопроизводством. 

Улучшения тоже были. И основное, наверное, для общества – во всяком случае, более заметное улучшение, связано с публикацией деклараций. Ельцинский порядок декларирования предполагал, что эти сведения будут предоставляться общероссийским средствам массовой информации по запросам. То есть средство массовой информации должно было обратиться, чтобы ему дали какие-то сведения. Медведевский порядок предполагал, что эти сведения будут публиковаться самими государственными органами на сайтах, в ограниченном, естественно, виде. 


Полностью интервью слушайте в аудиофайле

Истоник : сайт «Радио России»